Авторские права компьютерной игры, будет ли это нарушением?

Авторские права на настольные игры

Авторские права компьютерной игры, будет ли это нарушением?

Несмотря на всеобъемлющую популярность компьютерных игр, настольные игры продолжают сохранять свою актуальность и удерживают сои позиции на рынке. Существуют всем известные и любимые поколениями игры, а также новые игры, которые создаются сегодня.

Ко мне несколько раз обращались за советом создатели и издатели настольных игр. Их интересовал одинаковый вопрос: как защитить авторские права на игру и сделать так, чтобы никто не выпускал подобные игры.

Немного забегая вперед, могу сразу сказать, что в России методами авторского или патентного права защитить саму механику (процесс, правила игры) невозможно.

Однако настольная игра может включать в себя множество других элементов, которые, в свою очередь, могут подлежать защите и представлять собой объекты авторских прав. 

Перечень объектов авторских прав дан в ст.1259 ГК РФ. Игра сама по себе таким объектом не является. Но игра обычно состоит из правил, упаковки, игровых приспособлений, игрового поля и других элементов. Интеллектуальные права как раз на эти элементы и могут подлежать охране. 

Начнем с коробки. Дизайн коробки является охраняемым результатом интеллектуальной деятельности. Во-первых объекты дизайна отнесены статьей 1259 ГК РФ к объектам авторских прав.

Как известно, вопреки всеобщему заблуждению, для возникновения и осуществления авторских прав не требуется регистрация авторских прав или соблюдение каких-либо иных формальностей. Исключительное право на объект дизайна возникает первоначально у автора, как и в случае с другими объектами.

В дальнейшем эти права могут принадлежать и другим лицам в силу отчуждения исключительного права или, например, в силу перехода к заказчику прав от дизайнера на основании договора на создание этого дизайна.

 
Помимо защиты авторским правом дизайна упаковки, правообладатели также могут прибегнуть к помощи права патентного. Дизайн упаковки вполне может быть запатентован в качестве промышленного образца. Не стоит также и забывать о правах на средства индивидуализации.

Логотип игры можно зарегистрировать в качестве товарного знака.
Таким образом, права на упаковку (например, коробку) настольной игры могут быть защищены. Защита может осуществляться двумя путями: через авторское право или через патентное право.

Продолжаем знакомиться с элементами игры. Во многих играх действие разворачивается на игровом поле. Как и в рассмотренном выше примере с упаковкой, права на дизайн игрового поля также будут подлежать защите.

И тоже через призму как авторского, так и патентного права. В качестве примера можно привести игровое поле оригинальной формы с уникальным расположением сегментов хода и исполненное в уникальной цветовой гамме.

Такое поле вполне будет отвечать признакам промышленного образца и на него можно получить патент.

Помимо игрового поля и упаковки в состав настольных игр входят и другие объекты. Я уже упомянул, что логотип игры может быть зарегистрирован в качестве товарного знака. Ту же процедуру можно проделать, например, и с героями игры. Если В вашей игре есть уникальный герой, то он вполне может стать товарным знаком; помните старичка из Монополии?

Вот еще один интересный момент. Однажды я столкнулся с настольной игрой, где процесс ходов зависел не от бросания кубиков, как многие привыкли, а от другого устройства, входящего в комплект игры и напоминающего своеобразный волчок-рулетку.

Такой оригинальный атрибут игры становится настоящей фишкой, отличительной особенностью игры, способной повлиять на коммерческий успех. Было бы весьма несправедливо, если бы таким объектам не предоставлялась защита с точки зрения интеллектуальных прав. И такая защита предоставляется.

На мой взгляд, такое устройство вполне подходит под определение полезной модели. И опять же, прибегнув к патентному праву, такой результат интеллектуальной деятельности может быть защищен. 

Ну и напоследок самое интересное – правила игры. Вопрос охраноспособности именно правил интересует правообладателей больше всего. К сожалению, мне приходится их разочаровывать – права на правила игры не могут подлежать защите ни с точки зрения авторского, ни с точки зрения патентного права.

Правила игры – это метод, способ проведения игры. Согласно п.5. ст.1259 ГК РФ, авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования, геологическую информацию о недрах.

Таким образом, с позиции авторского права охрана такому объекту не предоставляется. В то же время и в патентном праве есть специальное упоминание: статья 1350 ГК РФ напрямую регламентирует, что не являются изобретениями правила и методы игр. Таким образом, и запатентованы правила игры быть не могут.

 
Некоторые специалисты высказывают мнение, что правила игры могут охраняться в качестве литературных произведений. Теоретически, да – могут. Только толку от этого не будет никакого. Защита в качестве литературного произведения позволит пресекать копирование текста правил (именно текста).

Однако вряд ли найдется много таких незатейливых конкурентов, которые скопируют слово в слово текст правил Вашей игры. Что же касается принципов, изложенных в правилах, то тут закон содержит прямое изъятие: согласно п.3. ст.

1270 ГК РФ, практическое применение положений, составляющих содержание произведения, не является использованием произведения. Так что стоит кому-либо изложить Ваши правила другими словами и это уже будет самостоятельный объект.

Таким образом, в условиях действующего законодательства защитить настольную игру как цельный объект не представляется возможным. Равно как и невозможно защитить идею и методы игры. Но могут быть защищены отдельные элементы, входящие в игру.

Источник: https://zakon.ru/blog/2017/10/4/avtorskie_prava_na_nastolnye_igry

Авторское право и тату в видеоиграх: правовые риски

Авторские права компьютерной игры, будет ли это нарушением?

Как показывает практика, разработчики спортивных видеоигр, воссоздающие в виртуальной реальности копии живых людей, порой сталкиваются с достаточно неочевидным риском нарушения авторских прав. В частности, это происходит, когда известных спортсменов FIFA, NBA и UFC  изображают вместе с их тату.

Бесспорно, рисунок, нанесенный чернильными красками на кожу, является не только средством самовыражения человека, но, в отдельных случаях, и частью его устоявшегося образа, особенно, когда речь идет о публичных персонах.

И, если виртуальная версия Конора Макгрегора будет представлена без его тату с поедающей сердце гориллой, фанаты EA Sports: UFC в лучшем случае испытают сильное недоумение, что в совокупности с иными недочетами может привести к острой критике и провалу всего проекта.

Поэтому у нас нет разумных оснований обвинять разработчиков в пристальном внимании к деталям. Более того, вполне логично воссоздавать виртуальную версию живого человека вместе с его индивидуальными чертами.

Однако, как говорится, благими намерениями вымощена дорога в ад. Несколько лет назад, когда на обложку игры NFL Street попали татуировки Рики Ульямса, тату-мастер предъявил иск к компании Electronic Arts о нарушении авторских прав. Кроме того, подобные иски несколько раз подавались против Take-Two Interactive и 2K Games.

Не вдаваясь в подробности каждого случая, давайте с концептуальной точки зрения постараемся определить, является ли изображение виртуальной копии живого человека вместе с его тату без получения согласия — нарушением авторских прав.

Иными словами, давайте попробуем «поиграть» как за ответчика, так и за истца в этом интересном кейсе.

Конечно, здесь возможно несколько ситуаций. Например, лицу может наноситься рисунок, эскиз которого взят из открытого доступа. Либо права на эскиз принадлежат салону, а тату наносится его работником, но с некоторыми изменениями (по просьбе клиента).

Либо эскиз вовсе отсутствует, и мастер «на ходу» придумывает и наносит оригинальное изображение. С другой стороны, вполне возможна ситуация, когда эскиз создан одним лицом, права на него принадлежат другому, а непосредственно наносится рисунок на кожу третьим лицом.

Чтобы упростить задачу, давайте абстрагируемся от данных нестандартных примеров и представим, что тату-мастер ведет деятельность без образования юридического лица, сам придумывает эскизы и потом наносит их своим клиентам, то есть одновременно является автором, правообладателем и исполнителем услуг по договору нанесения художественной татуировки.

Теперь вернемся к проблемной ситуации, когда тату изображено на невымышленном персонаже видеоигры без согласия правообладателя изображения. Как мне кажется, можно выделить две принципиальные позиции относительного того, является ли это нарушением авторских прав.

Первая позиция сводится к тому, что тату, нанесенное на тело человека, в отличие от самого эскиза, не является интеллектуальной собственностью. Согласитесь, существует некоторая разница между рисунками, которые, допустим, находятся на сайте нашего мастера и тату, которые было нарисовано на коже.

Первое – это результат творческого труда, второе – результат оказания услуги по нанесению тату и элемент индивидуальности так же как оригинальная прическа. С этой точки зрения, если конкурирующий тату-салон недобросовестно скопирует к себе на сайт чужие эскизы, правонарушение возникнет.

Если же разработчики видеоигры воссоздадут виртуального Конора Макгрегора со страшной обезьяной на груди, нарушения авторских прав не будет, так как в игре изображен не сам эскиз, а тату, которое в реальной жизни нанесено на кожу человека и является его неотделимой частью.

Однако давайте представим, что в игре есть возможность менять или удалять тату с персонажа (как различные рисунки на машинах в гоночных играх, типа NFS Underground 2), и поэтому в окошке изображены эскизы тату на белом фоне, которые можно пролистывать при помощи колесика на вашей мышке.

Следуя нашей логике, можно прийти к выводу, что в данном случае нарушение авторских прав будет, так как в игре есть эскизы тату «в чистом виде», как на сайте того недобросовестного тату-салона.

Вторая, диаметрально противоположная позиция придерживается традиционного взгляда на интеллектуальную собственность как на охраняемый законом результат творческого труда, выраженный в объективированной форме.

В связи с этим у нас нет возможности разграничить эскиз и само тату, которые по сути тождественны друг другу и представляет собой единый результат интеллектуальной деятельности, выраженный двумя разными способами.

Таким образом, поскольку права на эскиз принадлежат нашему тату-мастеру, размещение изображения на персонаже видеоигры без получения необходимого согласия будет нарушением авторских прав.

В этом случае, нам абсолютно не важно, что Конор Макгрегор дал разработчикам разрешение на использование его тату в EA Sports UFC, так как у него просто не было на это прав: исполнение услуги по нанесению тату не ведет к созданию нового объекта интеллектуальной собственности, а также не ведет к переходу прав на эскиз от его правообладателя к лицу, на чье тело наносится чернильная краска.

Из всего этого можно сделать два практически ориентированных вывода.

1. Чтобы минимизировать правовые риски, разработчики видеоигр должны либо получать необходимое разрешение со стороны правообладателей изображений, использованных в качестве тату (что дорого), либо с согласия лиц, чьи копии воссоздаются в игре, использовать другие эскизы и таким образом, чтобы это не могло привести к нарушению чьих-либо авторских прав.

2. Если Вы планируете посетить тату-мастера и хотите, чтоб он специально для Вас создал уникальный эскиз, не забудьте заключить с ним договор по созданию объекта интеллектуальной собственности, в который внесете условие о том, что все права на ИС в полном объеме переходят к Вам.     

Источник: https://zakon.ru/Blogs/avtorskoe_pravo_i_tatu_v_videoigrah_pravovye_riski/76639

Компьютерная игра: защита интеллектуальных прав разработчиков

Авторские права компьютерной игры, будет ли это нарушением?

игра включает в себя много составляющих – это исходный код программы, графика, музыка, сценарий, персонажи и т.д. Все эти объекты могут охраняться интеллектуальными правами. Разберемся, какие права есть у разработчиков компьютерных игр и как их защитить.

В законодательстве Российской Федерации нет указания на компьютерную игру как на отдельный объект интеллектуальных прав. На практике компьютерные игры относят к программам для ЭВМ и/или к составным произведениям (которые включают в себя несколько объектов интеллектуальных прав). И в том, и в другом случае речь идет об авторских правах.

Части игры могут быть запатентованы как промышленные образцы или зарегистрированы в качестве товарных знаков. По порядку:

1. Авторские права

Авторскими правами могут быть защищены: — Исходный и объектный код программы; — Графические элементы; — Тексты внутри игры (правила, указания героям, диалоги); — Саундтреки; — заставки; — Шрифты; — и другое (перечень не исчерпывающий). Отдельно стоит сказать про охрану сюжета игры. В законе напрямую про сюжет тоже нет ни слова. Обычно сюжеты приравниваются к идеям. Идеи же охране не подлежат. Если было бы иначе, то это сильно ограничивало возможность создания новых игр, поскольку количество сюжетов конечно. Например, сюжет (какая-нибудь старая игра вроде «Супербратьев Марио») и (современная игра, где, например, сюжет – спасти даму сердца из замка злодея) имеют похожие сюжеты. Авторское право хорошо тем, что для возникновения прав не требуется регистрация в государственных органах (они действуют с момента создания в объективной форме). Однако это не означает, что для создания прав не требуется никаких документов. Важно правильно оформить документы о создании игры (подробнее ниже).

Осторожно! Вышесказанное также означает, что нельзя просто так использовать чужие объекты в своей игре. Любой из описанных выше объектов по умолчанию охраняется авторским правом и его использование без разрешения правообладателя запрещено.

Иными словами, чтобы быть спокойным, когда используешь «картинки из Интернета», не надо использовать картинки из интернета. С бесплатными сайтами, где можно скачать любой контент нужно быть осторожным – очень часто это пиратский склад с условными «дисклеймерами», которые, кстати говоря, в России не действуют.

Самый верный путь – покупка лицензий на нужные объекты на проверенных крупных сайтах, заказ разработки необходимых объектов или самостоятельное их создание.

2. Товарные знаки

В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы: — Название игры, имена персонажей, названия игровых миров и т.д.; — Изображения персонажей, оригинальных элементов игры и т.д. GTA, The Sims, Need for speed, World of Warcraft, Half Life. Все герои Angry birds зарегистрированы как товарные знаки по отдельности. Зеленый пламбоб (кристалл над головой персонажа из Sims) тоже зарегистрирован в качестве товарного знака. Зарегистрированный товарный знак № 395564, правообладатель Электроник Артс Инк. В суде проще доказать, что использование отдельного элемента из игры является нарушением исключительных прав, если такой элемент зарегистрирован как товарный знак. Кроме того, с товарными знаками проще зарабатывать на узнаваемой атрибутике игры – продавать лицензии производителям одежды, детских игрушек, канцтоваров и т.д. Для того, чтобы зарегистрировать товарный знак, нужно убедиться, что обозначение (картинка, название и т.п.) соответствует требованиям закона, и никто его еще не зарегистрировал. Кратко эти требования сводятся к тому, чтобы товарный знак не вводил потребителей в заблуждение и обладал различительной способностью. Полный список оснований для отказа в регистрации содержится в ст. 1483 Гражданского кодекса Российской Федерации. Товарные знаки нужно регистрировать в Роспатенте. Регистрация длится в среднем 8-12 месяцев. Срок охраны – 10 лет, можно продлять неограниченное количество раз.

3. Патенты

Интерфейс игры или его части могут быть запатентованы в качестве промышленных образцов (охраняется внешний вид).
Танк из World of tanks зарегистрированный Wargaming.net Limited в качестве промышленного образца Промышленные образцы так же, как и товарные знаки, регистрируются в Роспатенте. Срок охраны – 5 лет, можно продлевать несколько раз на еще 5 лет, но всего не более 25 лет. Немного об оформлении отношений с работниками. Поскольку интеллектуальная собственность нематериальна, чтобы права на созданные разработчиками результаты интеллектуальной деятельности перешли компании, важно всё правильно «задокументировать». Есть два варианта оформления отношений – по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера (ГПХ). Закон устанавливает, что по общему правилу, если работник разработал какой-либо объект интеллектуальных прав, права на него принадлежат работодателю. Но не все так просто. Типовых договоров для этого недостаточно. Важно, чтобы по документам было видно следующее: — Создание интеллектуальной собственности входит в обязанности работника; — Работнику давалось задание на создание конкретного объекта; — Работник получил авторское вознаграждение (и это не то же самое, что зарплата); — Работник передал права на объект работодателю (оформляется актом приема-передачи). В случае с договором ГПХ тоже важно, чтобы было понятно, разработку какого объекта вы заказывали и что получили в итоге. Техническое задание должно быть подробным, по результатам работы должен быть подписан акт с приложением результатов работы. Правообладатель вправе запретить использовать его объекты без разрешения (такое право может использоваться как понуждение к заключению лицензионных договоров с регулярными выплатами роялти), а также взыскать компенсации или убытки. При взыскании компенсаций не нужно доказывать размер убытков. Суд определяет, принадлежит ли право истцу и нарушил ли его ответчик. На размер компенсации влияет способ использования, срок, совершается ли такое нарушение впервые и др. Существует несколько способов расчета компенсаций, самый простой — это взыскание от 10 000 руб. до 5 000 000 руб. за одно нарушение. Другой способ расчета используется, когда есть подтвержденные данные о количестве пиратских копий. Например, есть сведения об изготовлении партии нелицензионных дисков. Для подсчета компенсации берется стоимость партии такого количества лицензионных дисков и умножается на два. Таких споров очень много. Некоторые правообладатели устраивают «рейды» по нарушителям по всем регионам страны. Помимо гражданской ответственности возможно привлечение к административной и даже уголовной. И если уголовных дел не так уж много, то административные штрафы взыскиваются часто – при нарушении авторских прав штрафы могут достигать 40 000 руб. за нарушение, по товарным знакам – до 200 000 руб. С конфискацией контрафакта и средств для его производства.

В заключение отмечу, что последние несколько лет защита интеллектуальной собственности в России становится трендом. Сейчас уже не стоить и думать о создании продукта с использованием пиратского контента, а профессиональные разработчики компьютерных игр в первую очередь ещё до начала работ предпочитают озаботиться будущей защитой результатов интеллектуальной деятельности.

Источник: https://habr.com/ru/post/413651/

Игра на переодевание: нарушает ли косплей авторские права?

Авторские права компьютерной игры, будет ли это нарушением?

Субкультура косплея в некоторых странах становится высокодоходной частью шоу-бизнеса, а его деятели обретают популярность не меньше, чем у голливудских кинозвезд. Косплей (от англ.

costume play) – это костюмированная пародия на персонажей комиксов, компьютерных игр, кинематографа и литературы, которая заключается в копировании их одежды, особенностей внешности, атрибутов и мимики.

В правовых аспектах воссоздания образов персонажей, а также отличиях зарубежной и российской практики, разбирался ipquorum.ru.

Наиболее полно и цивилизованно с юридической точки зрения косплей-индустрия сложилась в США. Однако так было не всегда – разумеется, тому предшествовали судебные споры.

Так, например, в 2011 году компания SCG Power Rangers, владеющая правами на телевизионный сериал «Могучие рейнджеры», подала иск против интернет-магазина карнавальных костюмов MyPartyShirt.com, принадлежащего компании Underdog Endeavors Inc.

Магазину было предъявлено обвинение в продаже униформы главных героев сериала без соответствующей лицензии.

Американское законодательство об авторском праве позволяет защищать только элементы костюма, если они «концептуально неотделимы» от персонажа, что в деле с «Могучими рейнджерами» было признано экспертизой. Судебный процесс не был завершен – сторонам удалось договориться о сумме компенсации до официального решения суда.

После этого дела американское косплей-движение негласно разделилась на два вида: коммерческий и фанатский.

К первому относятся: обычные люди, покупающие костюмы только на Хэллоуин или для тематических вечеринок; гики, которые регулярно участвуют в косплей-фестивалях в качестве хобби, не зарабатывая на этом; блогеры, обменивающиеся косплей-контентом, а также те, кто делает костюмы персонажей известных франшиз, которые не используются для продажи или монетизации.

К коммерческому виду относятся независимые студии по производству интернет-контента, блогеры, модели, а также компании, выпускающие и продающие костюмы – все они, как правило, работают по лицензионному соглашению, заключенному с правообладателем. К последним относится Джессика Нигри – самая популярная косплей-блогер на планете (3,8 млн подписчиков в Instagram).

Купив лицензию на использование популярных персонажей (часто это женские воплощения «мужских» образов – Еж Соник, Пикачу, Коннор Кенуэй из Assassin’s Creed и т. п.), она создает новые образы, защищенные авторским правом, а также производит уникальные костюмы, которые, по американскому патентному законодательству, защищены как полезная модель.

Субкультура косплея, как ни странно, прижилась и в России. Еще в 2001 году появился первый тематический сайт, а в 2002-м отечественные косплееры впервые представили свое творчество на Всероссийском фестивале японской анимации в Воронеже.

За минувший год в российских городах прошло более ста косплей-фестивалей, объединяющих несколько десятков тысяч участников.

Российские косплееры стали инфлюенсерами в социальных сетях и научились монетизировать свою деятельность несколькими способами: продажи фото- и видеоконтента, добровольные пожертвования подписчиков в Instagram, ВКонтакте и на краудфандинговой онлайн-платформе Patreon, размещение рекламы на страницах и реже – производство костюмов на заказ.

Четкую границу между фанатской деятельностью и коммерческим производством косплей-контента в России провела блогер Ирина Мейер, являющаяся самым популярным на сегодня деятелем отечественного косплея (более 650 тыс. подписчиков в Instagram). Ирина рассказала ipquorum.

ru, что при масштабах ее деятельности без заключения лицензионных соглашений с правообладателями не обойтись: «Безусловно, мой видео- и фотоконтент – это бизнес, поэтому я приобрела лицензии на использование образов известных супергероев.

Ни о каком фан-арте с моей стороны здесь не может быть и речи, потому что мои поклонники уже давно создают в соцсетях фан-группы в честь меня, то есть вполне возможно, что скоро они уже меня будут косплеить».

Тем не менее о правовых отношениях в этой сложной и необычной индустрии, кажется, задумываются не все. Косплей-модель и блогер AnastasiaKomori (100 тыс.

подписчиков в Instagram) уверена, что даже несмотря на то, что многие косплей-блогеры монетизируют свой контент, они все равно остаются фанатами и потребителями известных франшиз и поэтому не нарушают авторских прав, работая без лицензии: «Большинство издательств в России и во многих зарубежных странах, наоборот, поддерживают своих фанатов, которые занимаются фан-артом и косплеем, поэтому проблем с авторским правом не возникает. Кроме того, издатели комиксов и видеоигр нанимают косплееров для воплощения в жизнь своих персонажей», – сказала блогер в разговоре с ipquorum.ru.

Владелец «КАТКОВ И ПАРТНЁРЫ», член Совета Торгово-промышленной палаты РФ по интеллектуальной собственности Павел Катков в разговоре с ipquorum.

ru отметил, что если следовать букве российского закона, то даже некоммерческое использование персонажа, защищенного авторским правом, может быть признано нарушением: «Российское законодательство защищает образ, персонаж художественного произведения как объект интеллектуальной собственности.

Использование без получения дохода может быть предметом искового производства для гражданского арбитражного процесса. Но для уголовного или административного процесса важен факт получения дохода».

При этом в России еще не было судебных процессов, в котором владельцы прав на персонаж предъявляли бы претензии косплей-деятелю: «Правообладатели исходных объектов часто сквозь пальцы смотрят на косплей-индустрию, относя данное явление к фанатскому движению, подогревающему основные продажи продукта – например, компьютерной игры», – добавил Павел Катков.

Юрист считает, что у звезд быстроразвивающейся российской косплей-индустрии могут появиться трудности, «когда они столкнутся с правообладателями на одном рынке и начнут мешать им.

В отдельных ситуациях их может спасти норма части 4 ГК РФ о пародии, но конечно, при условии, что пародия действительно имела место, а в остальных случаях придется получать лицензию на все используемые персонажи», – подчеркнул Павел Катков

Источник: https://ipquorum.ru/ip-blog/igra-na-pereodevanie-narushaet-li-kosplej-avtorskie-prava/

Ответственность за нарушение авторских прав

Авторские права компьютерной игры, будет ли это нарушением?

Скажите, пожалуйста, что мне грозит по минимуму и максиму за нарушение авторских прав. Как я понял, судя по Вашим ответам в разделе авторские права, распространение программ, музыки и фильмов через Интернет без разрешения авторов является нарушением авторских прав.

Если это так, не могли бы Вы подробнее указать, какая вообще предусмотрена ответственность за нарушение авторских прав в случае подобного незаконного использования (по сути ведь я распространяю чужие объекты авторских прав)?

Юридическая консультация

Конечно, чтобы оценить более конкретно, какая ответственность грозит Вам за Ваши действия, лучше всего обратиться за платной консультацией, и проанализировать Вашу деятельность.

Тем не менее, минимум и максимум за нарушение авторских прав, конечно, указать можно.

Также обратите внимание, что при распространении музыки через Интернет Вы нарушаете не только авторские права, но и смежные прав. Рассмотренная ниже ответственность предусмотрена не только за нарушение авторских прав, но и смежных. Поэтому далее, говоря об авторских прав, я подразумеваю то же и в отношении смежных прав.

Ответственность за нарушение авторских прав зависит от характера осуществляемых Вами действий. Ваши действия, нарушающие авторские права, могут влечь за собой несколько типов юридической ответственности.

Гражданско-правовая ответственность за нарушение авторских прав

Административная ответственность за нарушение авторских прав

Уголовная ответственность за нарушение авторских прав

Гражданско-правовая ответственность за нарушение авторских прав

Данный тип ответственности за нарушение авторских прав, пожалуй, самый распространенный. Регулируется четвертой частью Гражданского кодекса.

Гражданско-правовая ответственность может наступить в случае предъявления Вам требований от обладателей исключительных имущественных авторских прав, а также от лиц, ими уполномоченных, или от организаций по управлению имущественными правами на коллективной основе.

Правообладатель вправе сам выбрать, какое требование, из предоставленных законом, предъявить к нарушителю авторских прав.

Статья 1252. Защита исключительных прав

1. Защита исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации осуществляется, в частности, путем предъявления в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, требования:

1) о признании права – к лицу, которое отрицает или иным образом не признает право, нарушая тем самым интересы правообладателя;

2) о пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, – к лицу, совершающему такие действия или осуществляющему необходимые приготовления к ним, а также к иным лицам, которые могут пресечь такие действия;

3) о возмещении убытков – к лицу, неправомерно использовавшему результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без заключения соглашения с правообладателем (бездоговорное использование) либо иным образом нарушившему его исключительное право и причинившему ему ущерб, в том числе нарушившему его право на вознаграждение, предусмотренное статьей 1245, пунктом 3 статьи 1263 и статьей 1326 настоящего Кодекса;

4) об изъятии материального носителя в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи – к его изготовителю, импортеру, хранителю, перевозчику, продавцу, иному распространителю, недобросовестному приобретателю;

5) о публикации решения суда о допущенном нарушении с указанием действительного правообладателя – к нарушителю исключительного права.

2.

В порядке обеспечения иска по делу о нарушении исключительного права могут быть приняты соразмерные объему и характеру правонарушения обеспечительные меры, установленные процессуальным законодательством, в том числе может быть наложен арест на материальные носители, оборудование и материалы, запрет на осуществление соответствующих действий в информационно-телекоммуникационных сетях, если в отношении таких материальных носителей, оборудования и материалов или в отношении таких действий выдвинуто предположение о нарушении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации.

3.

В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом для отдельных видов результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации, при нарушении исключительного права правообладатель вправе вместо возмещения убытков требовать от нарушителя выплаты компенсации за нарушение указанного права. Компенсация подлежит взысканию при доказанности факта правонарушения. При этом правообладатель, обратившийся за защитой права, освобождается от доказывания размера причиненных ему убытков.

Размер компенсации определяется судом в пределах, установленных настоящим Кодексом, в зависимости от характера нарушения и иных обстоятельств дела с учетом требований разумности и справедливости.

Если одним действием нарушены права на несколько результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации, размер компенсации определяется судом за каждый неправомерно используемый результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации.

При этом в случае, если права на соответствующие результаты или средства индивидуализации принадлежат одному правообладателю, общий размер компенсации за нарушение прав на них с учетом характера и последствий нарушения может быть снижен судом ниже пределов, установленных настоящим Кодексом, но не может составлять менее пятидесяти процентов суммы минимальных размеров всех компенсаций за допущенные нарушения.

4.

В случае, когда изготовление, распространение или иное использование, а также импорт, перевозка или хранение материальных носителей, в которых выражены результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, приводят к нарушению исключительного права на такой результат или на такое средство, такие материальные носители считаются контрафактными и по решению суда подлежат изъятию из оборота и уничтожению без какой бы то ни было компенсации, если иные последствия не предусмотрены настоящим Кодексом.

5. Орудия, оборудование или иные средства, главным образом используемые или предназначенные для совершения нарушения исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации, по решению суда подлежат изъятию из оборота и уничтожению за счет нарушителя, если законом не предусмотрено их обращение в доход Российской Федерации.

6.1. В случае, если одно нарушение исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации совершено действиями нескольких лиц совместно, такие лица отвечают перед правообладателем солидарно.

7. В случаях, когда нарушение исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации признано в установленном порядке недобросовестной конкуренцией, защита нарушенного исключительного права может осуществляться как способами, предусмотренными настоящим Кодексом, так и в соответствии с антимонопольным законодательством.

Статья 1253. Ответственность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за нарушения исключительных прав

В случае, если юридическое лицо неоднократно или грубо нарушает исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации, суд в соответствии с пунктом 2 статьи 61 настоящего Кодекса при наличии вины такого юридического лица в нарушении исключительных прав может принять решение о его ликвидации по требованию прокурора. Если такие нарушения допущены гражданином при осуществлении им предпринимательской деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, деятельность гражданина в качестве индивидуального предпринимателя может быть прекращена при наличии его вины в нарушении исключительных прав по решению или приговору суда в установленном законом порядке

Статья 1301. Ответственность за нарушение исключительного права на произведение

В случаях нарушения исключительного права на произведение автор или иной правообладатель наряду с использованием других применимых способов защиты и мер ответственности, установленных настоящим Кодексом (статьи 1250, 1252 и 1253), вправе в соответствии с пунктом 3 статьи 1252 настоящего Кодекса требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации:

1) в размере от десяти тысяч рублей до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения;

2) в двукратном размере стоимости контрафактных экземпляров произведения;

3) в двукратном размере стоимости права использования произведения, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения тем способом, который использовал нарушитель.

Статья 1311. Ответственность за нарушение исключительного права на объект смежных прав

В случаях нарушения исключительного права на объект смежных прав обладатель исключительного права наряду с использованием других применимых способов защиты и мер ответственности, установленных настоящим Кодексом (статьи 1250, 1252 и 1253), вправе в соответствии с пунктом 3 статьи 1252 настоящего Кодекса требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации:

1) в размере от десяти тысяч рублей до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения;

2) в двукратном размере стоимости контрафактных экземпляров фонограммы;

3) в двукратном размере стоимости права использования объекта смежных прав, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование такого объекта тем способом, который использовал нарушитель.

Наиболее распространенное требование, предъявляемое правообладателями при нарушении авторских прав, – требование о выплате компенсации. При этом, следует обратить внимание, что компенсация в размере от 10.

000 до 5.000.000 рублей выплачивается за каждый случай нарушения, что подразумевает, если Вы нарушили авторские права на 10 объектов авторского права, то указанную компенсацию надо умножить на 10.

Источник: http://kolosov.info/yuridicheskaya-konsultaciya/otvetstvennost-za-narushenie-avtorskih-prav

Адвокат-online
Добавить комментарий