Как получить права соавтора на музыкальное произведение?

Журнал для музыкантов. Музыкальные инструменты, гитары, синтезаторы, ударные… Статьи, обзоры, сравнение…

Как получить права соавтора на музыкальное произведение?

Сложно в краткой статье изложить все нюансы авторского права. В случае возникновения практической необходимости, сложных вопросов или перед подписанием какого-либо договора желательно проконсультироваться в специализированном агентстве или адвокатском бюро. Тем самым вы сэкономите время и, самое главное, существенные средства.

Попробуем изложить самые основы:

Авторские права охраняются законом. В настоящее время авторские права защищены в течение 70 лет со дня смерти автора. Соответственно, после смерти автора авторские права переходят к его наследникам.

До истечения этого срока любое публичное исполнение произведения должно быть согласовано с правообладателем (владельцем прав на произведение). Из этого следует, что любое публичное исполнение кавер версий, у которых еще не истек срок охраны авторских прав, не согласованное с правообладателями, является незаконным.

Учитывая большое количество кавер групп, выступающих на корпоративных вечеринках, в клубах и ресторанах можно предположить, что мало кто из них получает официальные права на исполнение произведений. Здесь хотелось бы отметить два момента:

1. Все это до поры до времени. Пока контроль в этой сфере не столь сильный, но можно предположить, что он будет усиливаться. В любом случае, данный факт необходимо иметь ввиду.

2. Если вы официально получите права на исполнение принадлежащих другим произведений из вашего репертуара – у вас появится конкурентное преимущество перед другими кавер группами. По закону если вы выступаете на площадке (в клубе, ресторане и т.п.

), то ответственность перед законом несете не вы, а площадка. Если у вас все официально, вы можете всегда сказать, что, приглашая вас, они рискуют намного меньше, чем приглашая группы, у которых нет официального разрешения на исполнение произведений.

Владелец авторских прав может разрешить или не разрешить кому-либо использовать свое произведение. Он же получает вознаграждение за использование (исполнение, публикацию и т.п.) его произведения на основе договоров о передаче прав на исполнение.

Авторские права могут быть переданы другому лицу или организации на тех или иных условиях.

Можно отметить полную передачу авторских прав, когда автор уже не может принимать никаких решений об использовании своего произведения. Соответственно все доходы от использования этого произведения будут поступать новому владельцу. Но и в этом случае новый владелец должен будет указывать автора произведения.

Полной передачи авторских прав обычно требуют продюсеры и издатели (музыкальные лейблы). Их логика проста – «Мы вложим большие деньги в то, чтобы сделать произведение популярным.

Нам надо будет эти деньги вернуть, соответственно мы должны будем получать вознаграждение за использование произведения». В таких случаях они предлагают фиксированную сумму авторам за передачу авторских прав.

Необходимо отметить, что в этом случае они несут существенные финансовые риски, и их подход в чем-то оправдан.

Чаще используется частичная передача авторских прав. Как правило, она ограничивается по срокам и по формам использования произведения.

Например, в договорах с лейблами срок обычно ограничивается 5 годами и, как правило, касается распространения фонограммы, т.е. не включает в себя живое исполнение.

При передаче авторских прав советуем тщательно изучить предлагаемые в договоре условия. Постарайтесь максимально сузить передаваемые права, как по сроку, так и по формам использования. Обратите внимание на следующее:

  • Что вы получите, кроме разового вознаграждения. Сколько средств будет вложено в продвижение произведения и вашего имени. Что конкретно будет сделано для вашего продвижения.
  • Срок, на который передаются авторские права. Обычно это 5-7 лет. Логика простая — если песня или группа станут супер популярными, то это заслуга продюсера и он вправе вернуть вложенные средства и получить прибыль. Если по истечении этого срока популярность не падает, то в этом есть заслуга не только продюсера, но и авторов произведения. По окончании срока договора авторы смогут в полной мере воспользоваться плодами популярности и получать вознаграждение самостоятельно.
  • Права на какие формы использования произведения вы передаете. Постарайтесь не передавать лейблам права на живое исполнение, распространение (платное или бесплатное) через электронные каналы (интернет, мобильные сети и т.п.), использование в качестве рингтонов для мобильных телефонов, использование в качестве саундтреков для фильмов, использование в видео произведениях, включая клипы и т.п. Чем больше прав вы оставите себе, тем лучше для вас. Часто происходит ситуация, когда лейбл не хочет вкладываться в съемку клипа, а если вы будете снимать его самостоятельно, то будете обязаны платить лейблу за использование произведение, т.к. уже передали ему права.

При ведении переговоров о передаче авторских прав, обратите внимание на то, что реально нужно приобретателю. Обычно те, кто приобретает авторские права, стремятся максимально расширить этот список, включить все возможные формы использования произведения.

Например, лейбл волнует только продажа дисков. И если их желание контролировать распространение музыки через интернет вполне оправдано, то живое исполнение, создание клипов или использование в качестве саундтреков будет только способствовать продажам дисков.

Постарайтесь это мотивированно объяснить в ходе переговоров.

К сожалению, существует большое количество желающих получить ваши авторские права, ничего не предлагая взамен. Это и продюсеры и продюсерские центры и лейблы. Они хотят получить ваши авторские права на всякий случай. Вдруг вы пробьетесь самостоятельно и потом будете вынуждены платить им за собственные выступления.

Еще раз перечислим, на что следует обратить внимание, передавая свои авторские права (полностью или частично):

  • Что вы получите взамен. Будут ли действия приобретателя способствовать тому, что вы или ваше произведение станут популярными.
  • Четко оговорите в договоре, что будет сделано (запись диска, издание диска (тираж), презентация альбома (где будет проходить, сколько человек будут приглашены, сколько будет журналистов), распространение диска (по каким каналам), запись клипа, ротация на радио, ротация на ТВ, публикации в СМИ (количество) и т.п.
  • Четко оговорите срок, на который передаются авторские права.
  • Постарайтесь максимально сузить передаваемые права по формам использования произведения. Постарайтесь оставить за собой права на включение отдельных композиций в сборники, издаваемые другими издателями.
  • Ну и обязательно проконсультируйтесь с врачом =) В нашем случае – с юристом.

Сбор авторского вознаграждения — важный элемент работы в сфере защиты авторских прав. С этой задачей прекрасно справляется РАО. Вполне разумно заключить с РАО агентское соглашение на сбор вознаграждения за использование ваших песен на радио, в клубах, ресторанах, магазинах, интернет и т.п.

Авторские права не требуют регистрации. В отличие от товарных знаков, изобретений и т.п. они принадлежат автору с момента создания произведения.

Как же защитить свое произведение от воровства. Если произведение опубликовано (издана книга с литературным произведением или музыкальный диск), то это достаточно просто. При издании произведения на официальном лейбле всегда имеются выходные данные, включаю дату публикации. После этого, кому-то сложно будет оспорить ваши авторские права.

Если произведение ранее не  публиковалось, то требуются дополнительные меры защиты. Ведь обычно начинающие авторы, для того чтобы опубликовать свое произведение вынуждены рассылать его продюсерам, на радио и т.п. В этом случае оно становится уязвимым.

Чтобы защититься, надо вооружиться доказательствами, что оно было создано вами до определенной даты. Самый простой способ – отправить самому себе заказную бандероль с вложенным диском или литературным произведением.

В этом случае, на бандероли будет печать почты с датой отправки.

Храните бандероль, не распечатывая ее, и, если кто-то опубликует ваше произведение под своим именем, в суде вы сможете предъявить эту бандероль – что докажет наличие у вас этого произведения до даты на почтовом штемпеле и соответственно до даты публикации другим лицом.

Второй путь — депонирование произведение в Российском Авторском Обществе – РАО. Процедура простая, вы приносите свое произведение, платите небольшие деньги, и РАО фиксирует дату, когда вы его принесли.

Кроме того, пригодятся и дополнительные доказательства. Наличие черновиков, исходных музыкальных файлов (до окончательного сведения). Может пригодиться и публикация в Интернет на соответствующих порталах, где фиксируется дата закачки файла. Правда в этом случае, для суда вам понадобится официальное письмо от портала с указанием даты размещения звукового файла.

Фонограмма – это самостоятельный продукт и соответственно, самостоятельный объект авторских прав. Имейте в виду, что получая у авторов права на запись песни, вы должны получить и права на использование фонограммы.

Если песня написана кем-то из участников группы, то никакие договора обычно не заключаются.

Сложилась практика, что права на использование фонограммы будут принадлежать группе (или ее продюсеру), а приглашенные музыканты получат разовое вознаграждение и не будут иметь претензий на авторские права на фонограмму.

Но на самом деле любой музыкант, принимавший участие в записи, может в дальнейшем потребовать свои права на фонограмму через суд. Правда, если он сможет доказать факт своего участия в записи этой композиции.

Соавторство – явление, часто встречающееся в области авторских прав.

В песне, если автор слов и музыки – разные люди, авторские права принадлежат каждому из них на соответствующую часть произведения (каждому из них на текст и на музыку соответственно). Музыку или текст, в свою очередь, могутнаписать несколько человек.

В этом случае все они будут соавторами. По умолчанию, если в договорах не указано иное, авторские права делятся между соавторами в равной степени.

В то же время, по договоренности между соавторами (например, один из них написал только припев) авторские права и соответственно авторское вознаграждение может делиться в любой пропорции, например 25% и 75%.

Приведем такой пример. Есть песня, где музыку написали Иванов и Петров, а слова – Сидоров. В этом случае права на музыку будут принадлежать Иванову и Петрову. Они смогут использовать музыку без текста без согласия Сидорова.

Права на слова песни (стихи) принадлежат Сидорову. Он может использовать этот текст (например, включить в сборник стихов) без согласия Иванова и Петрова.

А права на песню, как самостоятельное произведение, будут принадлежать всем троим.

То, что авторские права принадлежат всем соавторам абсолютно правильно. Но иногда это может вредить бизнесу.

Например, если одни из авторов уходит из группы, то он вправе запретить исполнение этого произведения.

Суд может встать на вашу сторону, если вы докажете что запрет соавтора мешает вам как соавтору реализовать свои права, а его запрет вызван исключительно стремлением нанести вам ущерб.

Когда совместные права на произведение передаются третьей стороне, то появляется единственный обладатель всех прав на произведение и эта проблема снимается. Если же вы исполняете произведения созданное участниками группы, то в этом таится скрытая опасность.

Крайне целесообразно урегулировать юридические отношения внутри группы, в том числе и в области авторских прав. Об этом в следующем разделе.

Арамаис Калтахчан, Ирина Тулубьева

Ирина Тулубьева – специалист по авторскому праву, основатель юридической компании «Тулубьева, Осипов и партнеры»
http://tulubieva.ru/

авторское право, менеджмент

Источник: http://musicplayer.ru/osnovy-avtorskix-prav-kak-zashhitit-svoyu-pesnyu.html

Аранжировщик – соавтор vs автор самостоятельного произведения

Как получить права соавтора на музыкальное произведение?

Зачастую сонграйтеры (от англ. songwriter – автор песен) не всегда выражают музыку в том виде, в котором они слышат и представляют ее в идеале.

Отсутствие музыкального образования и нехватка знаний по теории музыки вынуждает авторов обращаться к услугам аранжировщиков – специалистов, обладающих композиторскими навыками для обрамления мелодии и гармонии в музыкальную фактуру.

Далее мы рассмотрим, как автору песен выстроить отношения с аранжировщиком, чтобы не нарушить его права и правомерно в дальнейшем монетизировать свое творчество.

Авторским правом охраняются как оригинальные музыкальные произведения, так и аранжировки, которые отнесены законом к производным произведениям.[1]

Под аранжировкой (от франц. arranger – улаживать, приводить в порядок) в музыковедении принято понимать переложение музыкального произведения дли иного по сравнению с оригиналом состава исполнителей.

[2] Например, аранжировкой можно считать переложение песни в стиле «рок» (состоящей из партий вокала, электрогитары, бас-гитары, ударных инструментов) для исполнения симфоническим оркестром, число инструментов в котором может варьироваться в среднем от 50 до 110.

Комплекс авторских прав (исключительное право, а также личные неимущественные права) возникает у автора с момента выражения музыкального произведения в объективной форме. Это может быть как традиционная нотная запись, так и звуко- или видеозапись, публичное исполнение.

Закону безразличны назначение и достоинство произведения, поэтому даже если автор не рассматривает свое творение как законченное музыкальное произведение, оно все равно охраняется авторским правом.

Верховный суд Российской Федерации поддерживает такую точку зрения: охране на основании и в порядке, предусмотренных частью четвертой ГК РФ, подлежат также неоконченные произведения.[3]

Таким образом, предварительные наброски текста и аккордов или демо-запись песни («черновая» фонограмма), сделанная на диктофон – все это охраняется законом. 

Одним из правомочий (они же способы использования), входящих в состав исключительного права входит право на переработку произведения – то есть создание нового на его основе. Таким образом, права аранжировщика, хоть и являются самостоятельными авторскими правами, производны от прав автора оригинального музыкального произведения.

Этот тезис отражен в пункте 3 статьи 1260 ГК РФ – автор производного произведения осуществляет свои права при условии соблюдения прав авторов произведений, использованных для создания производного произведения.

Последнее означает получение права на переработку оригинального музыкального произведения – либо путем заключения договора об отчуждении исключительного права на оригинальное музыкальное произведение, либо лицензионного договора о предоставлении права на переработку оригинального музыкального произведения. Кроме того, следует также указывать имя (псевдоним) автора оригинального произведения, если иное они не предусмотрели в договоре. Однако такой порядок приемлем в случае, если аранжировщик желает сохранить за собой право на свое творение и самостоятельно использовать аранжировку.

Если же автор оригинального музыкального произведения заинтересован в единоличном использовании аранжировки, то он вправе, руководствуясь пунктом 2 статьи 1288 ГК РФ, заключить договор авторского заказа на создание аранжировки с включением в него условия об отчуждении исключительного права на аранжировку или предоставления права использования аранжировки в определенных пределах (в интересах автора это должна быть исключительная лицензия).

Также не стоит забывать и о личных неимущественных правах аранжировщика (праве авторства и праве на имя). В случае публикации музыкального произведения (релиза), автору надлежит указывать сведения об аранжировщике, если иное они не предусмотрели в договоре.

Вместе с тем деятельность аранжировщика можно рассматривать и как соавторство.

Вполне себе можно представить ситуацию, при которой автор сотрудничает на постоянной основе с аранжировщиком: первый приносит «костяк» песни, выраженный вокальной партией, гармонией, ритмом; второй же придумывает общую концепцию песни, возможный состав инструментов, которые будут использованы при записи песни, их партии, бэк-вокал[4], эффекты и хуки[5].

Такая деятельность безусловно носит творческий характер и никак не является деятельностью по техническому, консультационному, организационному или материальному содействию автору.[6]

В таком случае музыкальное произведение будет считаться общим детищем автора и аранжировщика, созданным в соавторстве.[7] Правовой режим соавторства означает множественность лиц в исключительном праве на созданное в соавторстве музыкальное произведение.

При этом, как указывает Пленум Верховного суда Российской Федерации, указанное не означает наличия у данных лиц права на раздел принадлежащего им исключительного права и выдел из него долей.

[8] Соавторы могут договориться только о доле каждого автора в доходах от использования песни.

Принимая во внимание положения ГК РФ и сложившуюся судебную практику, можно говорить о том, что авторы, создавшие музыкальное произведение совместным творческим трудом, становятся «связанными» своим творением, и не могут «выйти» из исключительного права, произведя отчуждение своей «доли» по аналогии с правом собственности.

Кроме того, проблема «неделимости» исключительного права порождает отсутствие у соавторов права выбора музыкального издательства независимо друг от друга.

 Во избежание возможных спорных ситуаций, автору следует заключить с аранжировщиком соглашение о соавторстве, предусмотренное статьями 1229 и 1258 ГК РФ, в котором следует отразить следующие основные моменты:

  • доля каждого соавтора в доходах от использования музыкального произведения;
  • порядок использования музыкального произведения;
  • порядок распоряжения исключительным правом на музыкальное произведение;
  • возможность одного из соавторов выступать в интересах другого соавтора в отношениях с третьими лицами и др.

Таким образом, автору и аранжировщику стоит заранее обсудить приемлемую для обеих сторон схему взаимодействия при создании аранжировки и последующем ее использовании.

[1] См. статьи 1259 и 1260 ГК РФ [2] см. страница 11 Энциклопедического музыкального словарь /составитель Барановская, под ред. К. А. Жабинского]. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998

Источник: https://zakon.ru/blog/2019/6/7/aranzhirovschik__soavtor_vs_avtor_samostoyatelnogo_proizvedeniya

О передаче авторского права на произведение, созданное в соавторстве — pravo.ua

Как получить права соавтора на музыкальное произведение?

По предписаниям статьи 436 ГК Украины, авторское право на произведение, созданное в соавторстве, принадлежит соавторам совместно, независимо от того, представляет такое произведение одно неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых может иметь еще и самостоятельное значение.

Часть произведения, созданного в соавторстве, признается имеющей самостоятельное значение, если она может быть использована независимо от других частей этого произведения. Каждый из соавторов сохраняет свое авторское право на созданную им часть произведения, которая имеет самостоятельное значение. Отношения между соавторами могут быть определены договором.

В случае отсутствия такого договора авторское право на произведение осуществляется всеми соавторами совместно

25 декабря 2007 года Высший хозяйственный суд Украины, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Группа «М», на постановление Киевского апелляционного хозяйственного суда от 4 октября 2007 года по делу по иску ООО «Группа «М» к закрытому акционерному обществу «Канал «Н»; третье лицо, которое не заявляет самостоятельных требований на предмет спора, на стороне истца: ассоциация «М» — о запрете на совершение действий, взыскании 375 000 грн компенсации за нарушение авторского права, установила следующее.

ООО «Группа «М» обратилось в Хозяйственный суд города Киева с иском (с учетом уточнений к нему) к ЗАО «Канал «Н» и просило:

— запретить ответчику использовать музыкальное произведение «Мое сердце» в исполнении гр-ки Б. (сценический псевдоним — Аннабель), исключительные имущественные авторские права на которое принадлежат истцу, без выплаты авторского вознаграждения ассоциации «М»;

— взыскать компенсацию за нарушение исключительных имущественных авторских прав истца в размере 440 000 грн.

Решением Хозяйственного суда города Киева от 21 мая 2007 года исковые требования удовлетворены частично:

— с ЗАО «Канал «Н» взыскано: 7 500 грн компенсации за нарушение авторского права; 37,87 грн других расходов, связанных с рассмотрением дела; 102 грн по уплате государственной пошлины и 118 грн расходов на информационно-техническое обеспечение судебного процесса;

— в удовлетворении остальной части исковых требований отказано.

Решение местного хозяйственного суда мотивировано доказанностью исковых требований в части необходимости защиты нарушенных авторских прав истца на музыкальное произведение «Мое сердце».

Постановлением Киевского апелляционного хозяйственного суда от 4 октября 2007 года решение хозяйственного суда первой инстанции по этому делу отменено и принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказано.

В обоснование постановления апелляционной инстанцией указано, что истцом хозяйственному суду не предоставлен договор, который бы определял отношения между соавторами музыкального произведения, а потому ООО «Группа «М» не имеет исключительных имущественных авторских прав на такое произведение, следовательно, не может обращаться в хозяйственный суд за их защитой.

ООО «Группа «М» обратилось в Высший хозяйственный суд Украины с кассационной жалобой, в которой просит постановление Киевского апелляционного хозяйственного суда от 4 октября 2007 года по этому делу отменить, а решение Хозяйственного суда города Киева от 21 мая 2007 года оставить без изменений. Жалоба мотивирована, в частности, тем, что суд апелляционной инстанции, принимая решение по делу, не учел предоставленных сторонами по делу доказательств и неверно применил к правоотношению сторон нормы материального и процессуального права.

Отзывы на кассационную жалобу не поступали.

Участники судебного процесса, согласно статье 1114 Хозяйственного процессуального кодекса Украины (далее — ХПК Украины), надлежащим образом уведомлены о времени и месте рассмот­рения кассационной жалобы.

Проверив на основании установленных судебными инстанциями обстоятельств дела правильность применения ими норм материального и процессуального права, заслушав пояснения представителей участников судебного процесса, Высший хозяйственный суд Украины пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы, учитывая следующее.

Судебными инстанциями по делу установлено:

— на основании заключенного с грном Т. договора от 30 августа 2005 года № * о передаче исключительных авторских прав (издательский договор) истец получил исключительные имущественные авторские права, в частности, на музыкальное произведение «Мое сердце» (автор музыки гр-н Т., автор слов в соавторстве грн Т.), т.е.

права на собственное усмотрение осуществлять, разрешать или запрещать осуществлять в отношении обозначенных произведений на территории Украины следующие действия: опубликование произведений; их воспроизведение; распространение экземпляров произведения, в том числе путем продажи, сдачи в прокат и другими способами; импортирование экземпляров произведения для распространения, в том числе экземпляров, изготовленных с разрешения автора или другого владельца авторских прав; публичное исполнение произведения; публичное извещение произведения (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для доведения до публики путем передачи в эфир и/или последующей передачи в эфир; публичное извещение произведения (включая показ, выполнение или передачу по кабелю) для доведения до публики по кабелю, проводам или с помощью других аналогичных средств; любой повторный показ, исполнение произведения для доведения до публики, если оно осуществляется иным лицом, чем то, которое осуществило первоочередное исполнение, показ, извещение; перевод произведений; переработку, аранжировку и переработку произведения другим способом; включение произведений в аудиовизуальные произведения (право на синхронизацию);

— 26 апреля 2005 года между ООО «Группа «М» и ассоциацией «М» заключен договор № **, согласно которому последняя как организация коллективного управления приняла в коллективное управление исключительное имущественное авторское право на произведения, которые входят или на протяжении срока действия договора войдут в каталог истца, а именно: импорт и/или воспроизведение и опубликование записанных на фонограмме или видеограмме произведений; публичное исполнение произведений; публичное извещение произведений; любое повторное обнародование произведений, если оно осуществляется иной организацией, чем та, которая осуществила первое обнародование (пункт 2.1 договора).

Кроме того, согласно условиям настоящего договора:

— ассоциация «М» приобрела право разрешать (выдавать разрешения) третьим лицам (пользователям) на использование произведений на территории Украины, а также собирать, распределять и выплачивать издательскую долю (роялти), принадлежащую истцу (пункт 2.2 договора);

— ассоциация «М» обязалась обеспечить сбор авторского вознаграждения за использование произведений; распределять собранное вознаграждение согласно правилам названной ассоциации и информации истца; выплатить истцу его издательскую долю (роялти) и/или авторскую долю (роялти); выдавать разрешения, осуществлять сбор авторского вознаграждения и распределять на одинаковых условиях с другими правовладельцами и авторами авторско-правовых организаций (пункт 4.1 договора);

— ООО «Группа «М» сохраняет за собой право самостоятельно осуществлять контроль за использованием третьими лицами произведений, а в случае нарушения самостоятельно осуществлять защиту своих прав, предусмотренную Законом Украины «Об авторском праве и смежных правах» (подпункт 5.6.1 пункта 5.6);

— 8 июля 2006 года на канале ответчика в телепередаче «Улетный отпуск» зафиксирован факт публичного извещения музыкального произведения «Мое сердце» (автор музыки гр-н Т., автор текста в соавторстве гр-н Т.).

Судом апелляционной инстанции дополнительно установлено, что, согласно приложению № 3 договора от 30 августа 2005 года № *, авторами текста произведения «Мое сердце» являются гр-не Т., Ш., П., Б. Договор, который бы определял отношения между соавторами, истцом хозяйственному суду не представлен.

Согласно статье 443 Гражданского кодекса Украины (далее —ГК Украины), использование произведения осуществляется лишь по согласию автора, кроме случаев правомерного использования произведения без такого согласия.

Частью первой статьи 32 Закона Украины «Об авторском праве и смежных правах» (далее — Закон) предусмотрено исключительное право автора и другого лица, которое имеет авторское право, предоставлять другим лицам разрешение на использование произведения любым одним или всеми известными способами на основании авторского договора.

Согласно частям первой-третьей статьи 440 ГК Украины и части первой статьи 15 Закона, автору или другому лицу, которое имеет авторское право, принадлежит исключительное право на разрешение или запрет использования произведения другими лицами.

Согласно части первой статьи 13 Закона, соавторами являются лица, общей творческой работой которых создано произведение. Авторское право на произведение, созданное в соавторстве, принадлежит всем соавторам ­независимо от того, образовывает ли такое произведение одно неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение.

Отношения между соавторами определяются соглашением, заключенным между ними. Право опубликования и другого использования произведения в целом принадлежит всем соавторам.

Если произведение, созданное в соавторстве, образовывает одно неразрывное целое, то ни один из соавторов не может без достаточных оснований отказать другим в разрешении на опубликование, другое использование или изменение произведения.

По предписаниям статьи 436 ГК Украины, авторское право на произведение, созданное в соавторстве, принадлежит соавторам совместно, независимо от того, представляет такое произведение одно неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых может иметь еще и самостоятельное значение.

Часть произведения, созданного в соавторстве, признается имеющей самостоятельное значение, если она может быть использована независимо от других частей этого произведения. Каждый из соавторов сохраняет свое авторское право на созданную им часть произведения, которая имеет самостоятельное значение. Отношения между соавторами могут быть определены договором.

В случае отсутствия такого договора авторское право на произведение осуществляется всеми соавторами совместно.

Частью первой статьи 31 Закона преду­смотрено, что автор (или другое лицо, которое имеет авторское право) может передать свои имущественные права, указанные в статье 15 этого Закона, любому другому лицу полностью или частично.

Передача имущественных прав автора (или другого лица, которое имеет авторское право) оформляется авторским договором. Имущественные права, которые передаются по авторскому договору, должны быть в нем определены.

Имущественные права, не указанные в авторском договоре как отчуждаемые, считаются не переданными.

Согласно статье 33 ХПК Украины, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.

Поскольку истцом не предоставлен хозяйственному суду договор, который бы определял отношения между авторами музыкального произведения «Мое сердце», суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что по заключенному между гр-ном Т.

и ­ООО «Группа «М» договором от 30 авгус­та 2005 года № * о передаче исключительных авторских прав (издательский договор) истец не получил исключительных имущественных авторских прав на указанное произведение.

Учитывая отсутствие у ООО «Группа «М» исключительных имущественных авторских прав на музыкальное произведение «Мое сердце», истец не может обращаться в хозяйственный суд за их защитой.

Учитывая изложенное, Высший хозяйственный суд Украины пришел к выводу о том, что апелляционным хозяйственным судом в рассмотрении данного дела полно и объективно исследованы обстоятельства дела и принято правомерное решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

При этом доводы жалобщика относительно неверной оценки хозяйственным судом апелляционной инстанции предоставленных им доказательств не могут быть основанием для удовлетворения жалобы, поскольку кассационная инстанция согласно части второй статьи 1117 ХПК Украины не имеет права устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении хозяйственного суда или отклонены им, решать вопрос о достоверности того или иного доказательства, о преимуществе одних доказательств над другими, собирать новые доказательства или дополнительно проверять доказательства.

Руководствуясь статьями 1119—11111 ХПК Украины, Высший хозяйственный суд Украины постановил:

— постановление Киевского апелляционного хозяйственного суда от 4 октября 2007 года оставить без изменений, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Группа «М» — без удовлетворения.

(Постановление Высшего хозяйственного суда Украины от 25 декабря 2007 года. Дело № 20/676. Председательствующий — Бенедисюк И.М. Судьи — Бакулина С.В., Дерепа В.И.)

Источник: https://pravo.ua/articles/o-peredache-avtorskogo-prava-na-proizvedenie-sozdannoe-v-soavtorstve/

Статья 1257. Автор произведения и соавторство

Как получить права соавтора на музыкальное произведение?

ОГЛАВЛЕНИЕ Гражданский Кодекс РФ 4 часть

ПЕРЕЧЕНЬ СТАТЕЙ Глава 70 Авторское право

Статья 1257. Автор произведения

Автором произведения науки, литературы или искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано. Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное

1. Граждане, создавшие произведение совместным творческим трудом, признаются соавторами независимо от того, образует ли такое произведение неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение.

2. Произведение, созданное в соавторстве, используется соавторами совместно, если соглашением между ними не предусмотрено иное. В случае, когда такое произведение образует неразрывное целое, ни один из соавторов не вправе без достаточных оснований запретить использование такого произведения.

Часть произведения, использование которой возможно независимо от других частей, то есть часть, имеющая самостоятельное значение, может быть использована ее автором по своему усмотрению, если соглашением между соавторами не предусмотрено иное.

3. К отношениям соавторов, связанным с распределением доходов от использования произведения и с распоряжением исключительным правом на произведение, соответственно применяются правила пункта 3 статьи 1229 настоящего Кодекса.

4. Каждый из соавторов вправе самостоятельно принимать меры по защите своих прав, в том числе в случае, когда созданное соавторами произведение образует неразрывное целое.

Статья 1259. Объекты авторских прав

Статья 1260. Переводы, иные производные произведения. Составные произведения

Статья 1261. Программы для ЭВМ

Статья 1262. Государственная регистрация программ для ЭВМ и баз данных

Статья 1263. визуальное произведение

Статья 1264. Проекты официальных документов, символов и знаков

Статья 1265. Право авторства и право автора на имя

Статья 1266. Право на неприкосновенность произведения и защита произведения от искажений

Статья 1267. Охрана авторства, имени автора и неприкосновенности произведения после смерти автора

Статья 1268. Право на обнародование произведения

Статья 1269. Право на отзыв

Статья 1270. Исключительное право на произведение

Статья 1271. Знак охраны авторского права

Статья 1272. Распространение оригинала или экземпляров опубликованного произведения

Статья 1273. Свободное воспроизведение произведения в личных целях

Статья 1274. Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях

Статья 1275. Свободное использование произведения путем репродуцирования

Статья 1276. Свободное использование произведения, постоянно находящегося в месте, открытом для свободного посещения

Статья 1277. Свободное публичное исполнение музыкального произведения

Статья 1278. Свободное воспроизведение произведения для целей правоприменения

Статья 1279. Свободная запись произведения организацией эфирного вещания в целях краткосрочного пользования

Статья 1280. Свободное воспроизведение программ для ЭВМ и баз данных. Декомпилирование программ для ЭВМ

Статья 1281. Срок действия исключительного права на произведение

Статья 1282. Переход произведения в общественное достояние

Статья 1283. Переход исключительного права на произведение по наследству

Статья 1284. Обращение взыскания на исключительное право на произведение и на право использования произведения по лицензии

Статья 1285. Договор об отчуждении исключительного права на произведение

Статья 1286. Лицензионный договор о предоставлении права использования произведения

Статья 1287. Особые условия издательского лицензионного договора

Статья 1288. Договор авторского заказа

Статья 1289. Срок исполнения договора авторского заказа

Статья 1290. Ответственность по договорам, заключаемым автором произведения

Статья 1291. Отчуждение оригинала произведения и исключительное право на произведение

Статья 1292. Право доступа

Статья 1293. Право следования

Статья 1294. Права автора произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства

Статья 1295. Служебное произведение

Статья 1296. Программы для ЭВМ и базы данных, созданные по заказу

Статья 1297. Программы для ЭВМ и базы данных, созданные при выполнении работ по договору

Статья 1298. Произведения науки, литературы и искусства, созданные по государственному или муниципальному контракту

Статья 1299. Технические средства защиты авторских прав

Статья 1300. Информация об авторском праве

Статья 1301. Ответственность за нарушение исключительного права на произведение

Статья 1302. Обеспечение иска по делам о нарушении авторских прав

Источник: https://www.copyright.ru/ru/library/zakonodatelstvo/gk_rf_obschee_zakonodatel/grazhdanskii_kodeks_RF_4_chast/glava_70__avtorskoe_pravo/1257-1258_avtor_soavtor/

Адвокат-online
Добавить комментарий