Кавер версия песни с точки зрения авторского права

О кавер версиях песен с точки зрения авторского права. статья анны успенской для веб-журнала о праве eli5

Кавер версия песни с точки зрения авторского права

ELI5 (explain I'm five)* – новый веб-журнал о праве опубликовал статью юриста ЮФ Гелон Анны Успенской о кавер-версиях с точки зрения авторского права. 

О кавер-версиях песен с точки зрения авторского права

Кавер-версия или просто кавер (от англ. “cover version”) – это исполнение либо запись (иногда в оригинальной переработке) ранее обнародованной музыкальной композиции кем-то иным, чем оригинальный исполнитель (автор). Если говорить проще, это «перепевка» известной песни другим исполнителем.

Использование кавер-версий выгодно, поскольку исполнитель получает в свои руки 100% хит, проверенный временем и полюбившийся публике. Иногда незначительная переработка композиции дает «второе дыхание» песне. Случается, также, что переработка становится популярнее оригинала, принося своим исполнителям мировую известность.

В это сложно поверить, но такие мировые хиты как «I will always love you» в исполнении Уитни Хъюстон, рок-н-рольная «Blue Suede Shoes» в исполнении Элвиса Прэсли, “Twist and Shout” в исполнении The Beatles, «Nothing Compares to You» в исполнении Шинед О`Коннор, “Cometogether” в исполнении Aerosmith (этот список можно продолжать) – ни что иное как каверы ранее исполненных хитов.

В Украине в последнее время начался настоящий бум на кавер-группы и исполнение каверов. Рынок нестабилен, участились отмены концертов зарубежными звездами – по неофициальным данным только за половину 2014 года было отменено более 500 культурных мероприятий. В таких условиях местные артисты, исполняющие, к тому же, любимые песни, популярны у зрителя как никогда.

Source: imcreator.com “Getting ready for a show” by Ryan McGuire. 

Creative commons license (Free for commercial use, attribution to the creator is required).

Законно ли использовать чужую песню?

Бытует мнение, что, если перед исполнением песни указать имя автора и/или исполнителя, а также ее название, авторские права не будут нарушены. На самом деле, использование песни возможно только в случае получения разрешения от правообладателя либо тогда, когда закончился срок правовой охраны произведения.

Напомним, что в Украине авторские права на песню действуют на протяжении жизни автора, а также 70 лет после его смерти. Соответственно, чтобы получить права на использование песни, автор которой умер, необходимо получить разрешение у наследников автора. Бывают также случаи, когда права на песню были переданы (проданы) автором при жизни по договору отчуждения авторских прав.

По окончанию указанного срока песня становится «общественным достоянием» (публичной собственностью) и может быть свободно использована любым лицом. Песни, перешедшие в разряд общественного достояния можно назвать настоящей находкой для кавер-исполнителей, поскольку у них возникают авторские права на кавер, и при этом нет необходимости платить роялти.

Другим исключением может служить использование песен по лицензии creative commons – лицензии, разработанные одноименной неприбыльной организацией, которые позволяют авторам в упрощенном порядке предоставлять разрешения на свободное использование своего творчества на территории всего мира на определенных условиях.

Следует добавить, что указанное «исключение» для Украины достаточно условно, так как нашим законодательством установлены требования к форме лицензионного договора – он должен быть оформлен письменно. С другой стороны, маловероятно ожидать претензию от автора, распространяющего произведения в сети интернет по лицензии creative commons.

Во всех иных случаях, необходимо обращаться за разрешением к правообладателю. На практике бывает сложно определить лицо, которому принадлежат имущественные авторские права. Поэтому сбором отчислений (роялти) за использование песен занимаются также отдельные организации – коллективные организации управления авторскими правами. Можно обратиться в одну из таких организаций для «очистки прав».

Чем же является кавер-версия с точки зрения авторского права?

Кавер может на слух отличаться от оригинала либо полностью его повторять. Но и в том, и в другом случае в основе остается одна и та же мелодия. Именно поэтому, с точки зрения авторского права кавер-версию нельзя назвать самостоятельным произведением.

Если был изменен ритм и/или гармония мелодии либо произведена аранжировка (оркестровка) музыкального произведения – речь идет о производном произведении. Согласно определениям Закона Украины «Об авторском праве и смежных правах», производное произведение – это произведение, являющееся творческой переработкой другого существующего произведения без нанесения вреда его охране.

Важно отметить, что у лица, осуществившего переработку песни, возникают авторские права на переработанную песню (кавер). Но это законно только лишь в том случае, если перед переработкой песни было получено соответствующее разрешения у автора (правообладателя).

Песня – это музыкальное произведение, состоящее из музыки и слов. Авторские права возникают отдельно и на музыку, и на слова. К тому же, и у музыки, и у слов могут быть разные авторы или даже несколько авторов. Для легального использования песни, в том числе для создания на ее основе кавер-версии, необходимо получить разрешения от каждого лица, которому принадлежат авторские права.

Иная сложность заключается в том, что в каверы не всегда привносится что-либо новое. Без оригинальной переработки у кавер-артиста возникают только смежные права на исполнение.

Действующим законодательством Украины не предусмотрено определение понятия «кавер-версия», поэтому необходимо со всей ответственностью подходить к подготовке лицензионных договоров. В лицензионном договоре рекомендуется четко указывать, что подразумевается под кавер-версией, способы использования оригинального произведения и границы такого использования.

Плюсы от лицензионного использования оригинала песни однозначны как для автора, так и для кавер-исполнителя. Например, Долли Партон – автор песни «I Will Always Love You» еще в 1992 году заработала на авторских отчислениях от исполнения песни Уитни Хьюстон не менее шести миллионов долларов.

В то же время, организаторы трибъют концертов (концерты, в которых используются исключительно кавер-версии) охотнее будут сотрудничать с артистами, которые побеспокоились об «очистке» авторских прав. Нередко правообладатели предъявляют претензии не к кавер-группам, а непосредственно к организаторам выступлений.

О кавер-версиях на You Tube

Большую популярность имеет создание видео с исполнением каверов с последующим их размещением на You Tube. Некоторые пользователи услуг этого сервиса считают, что поскольку администраторы не удаляют их контент, такое размещение легально. Другие стремятся разместить ссылки на автора либо правообладателя, тем самым якобы снимая с себя ответственность.

Безусловно, You Tube не может физически отследить все правонарушения, но с каждым годом это все активнее делают правообладатели. Выявив нарушение, правообладатель может либо «монетизировать» Ваш ролик по отдельному соглашению с You Tube, либо же потребовать удаление контента, размещенного с нарушением авторских прав.

С точки зрения пользования сервисом You Tube, жалоба правообладателя грозит нарушителю удалением аккаунта. Но этим ответственность за нарушение авторских прав не ограничивается, так как не исключена возможность предъявление иска к правонарушителю в судебном порядке. Особенно если ролик успешен коммерчески.

Не стоит наивно полагать, что компания You Tube будет привлечена соответчиком по делу. В условиях использования сервиса прописаны правила, в соответствии с которыми каждый пользователь несет персональную ответственность за размещенный контент и гарантирует You Tube наличие прав на его размещение.

О механической лицензии и распространенных заблуждениях размещения роликов на You Tube

В следствии развитой музыкальной индустрии в США, кавер-исполнители нередко выбирают для создания каверов популярные песни артистов из этой страны. При этом, продвинутые пользователи стараются найти максимально легкий и дешевый способ получить лицензию.

Одной из таких возможностей является получение так называемой «механической лицензии» (mechanical license), которые достаточно распространены в США. Получить их можно онлайн на сайтах специализированных компаний, например, Harry Fox Agency.

Механическая лицензия позволяет воспроизводить и распространять защищенные авторским правом музыкальные композиции (песни) на компакт-дисках, пластинках, кассетах, в качестве рингтонов, делать их доступными для скачивания в цифровом формате и прослушивания онлайн на специальных сервисах (iTunes, и т.д.). Подходит механическая лицензия и для создания и распространения записи кавер-версии, если основная мелодия и текст оригинального произведения существенно не изменяется.

Плата за получение механической лицензии, как правило, небольшая и может зависеть от предполагаемого количества загрузок кавера, длины выбранной песни, вида сервиса, где планируется размещение кавера и прочих подобных условий.

Тем не менее, не смотря на всю привлекательность данного типа лицензии, пользователи You Tube нередко заблуждаются относительно полных условий использования, передаваемых по механической лицензии.

К примеру, получив лицензию, важно разобраться на какую территорию распространяется ее действие. Игнорирование этого правила является типичной ошибкой лицензиата, получившего механическую лицензию. Механические лицензии могут быть предоставлены только на песни, которые были созданы и распространяются в США и только на использование таких песен на территории США.

Это означает, что нерезидент США может использовать приобретенную механическую лицензию только на территории США, включая продвижение на территории США через сеть Интернет. При этом, не имеет значения где физически находится компьютер либо сервер передачи цифровых данных лицензиата.

В правилах использования You Tube указано, что стороной, которая предоставляет услуги на данном сервисе является LLC You Tube. Согласно правилам, LLC You Tube зарегистрирована и ведет основную деятельность в штате Калифорния, США. You Tube работает по правилам материального права штата Калифорнии без учета его положений коллизионного права.

Именно поэтому, в сети Интернет можно найти информацию о том, что механическая лицензия идеально подходит для размещения видео с кавер версией на этом сервисе. И это второе популярное заблуждение, так как механическая лицензия не предоставляет лицензиату права на создание видеоряда с использованием песни, на которую получены права.

По американскому законодательству, для создания видеоролика, у пользователя должно быть 2 лицензии – механическая лицензия, а также лицензия на синхронизацию (synchronization license), которая предоставляет право использовать песню при создании таких аудиовизуальных произведений, как видеоролики, фильмы, телевизионные передачи, контент для вебсайта, а также в компьютерных и прочих играх.

И, безусловно, третьим распространенным заблуждением можно считать убеждение пользователя о возможности использовать песню американского артиста для последующего создания и распространения кавера на территории Украины либо иных стран без соответствующего разрешения.

Вместо выводов

Если Вы хотите создать и использовать кавер-версию:

– получите разрешение у автора(ов) либо правообладателя(ей), если Ваш случай не предусматривает возможность свободного использования произведения;

– закрепите разрешение в лицензионном договоре;

– внимательно проверьте существенные условия договора, обращайте особое внимание на определение понятия «кавер-версия», а также детальное описание способов использования произведения.

–  если Вы не можете найти правообладателя, это не дает Вам автоматическое право использовать произведение. В таком случае, обратитесь за консультацией к специалисту либо в организацию коллективного управления авторскими правами.

Помните:

– лицензия, выданная в одной стране, может не распространяться на другую страну;

– если вы автор и дали разрешение на создание и использование кавер-версии, вы, вероятнее всего, в последующем не сможете запретить использование его использование, так как у автора кавер-версии возникают авторские права на кавер. 

Специально для ELI5 

юрист, специалист по защите прав

интеллектуальной собственности

Успенская Анна

 юридическая фирма «Гелон» 

gelon.com.ua

*ELI5 – веб-журнал о праве с особенной концепцией. Девиз журнала – explain I'm five (years old) говорит сам за себя. Журналисты и эксперты веб-проекта стремятся максимально просто писать о сложных правовых категориях. Подобный подход позволяет приоткрыть мир юриспруденции каждому, кому это инетерсно. Больше о проекте здесь: http://elifive.info/

Источник: http://www.gelon.com.ua/index.php?id=238

Кавер-версия и авторские права: проблемные моменты

Кавер версия песни с точки зрения авторского права

Сегодня вопрос исполнений чужих песен (кавер-версий) стоит очень остро: так, на видеохостинге огромное количество кавер-версий популярных композиций. Исполнители каверов зачастую монетизируют свои видео и, следовательно, получают доход с этих исполнений, хотя авторами песен не являются, каких-либо лицензионных договоров с реальными правообладателями не заключали.

Как квалифицировать эти и другие моменты, связанные с каверами, с точки зрения интеллектуального права? Обратим внимание на эти моменты в статье.

Кавер-версия: что это с точки зрения закона

В Гражданском кодексе РФ такого термина нет,  произошел он от английского слова cover. Суть кавера в том, что лицо исполняет чужое произведение (чаще всего это песня). Таким образом, в идеале кавер-версия должна представлять собой объект смежных прав (исполнение), а исполнитель, соответственно, должен обладать смежными правами.

Однако в статье мы преимущественно остановимся на проблемах авторского права. Обратим внимание, что каверы могут быть двух видов: когда музыкант использует собственные инструменты для проигрывания определенной последовательности нот; либо когда он берет уже готовую фонограмму и под нее играет на инструменте или поет (например, караоке).

Во втором случае о нарушении могут заявить еще и организации, являющиеся обладателями исключительных прав на фонограммы (зачастую в качестве них выступают студии звукозаписи).

Так происходит потому, что эти организации в силу закона (ст.

1324 ГК РФ) наделены смежными правами на такие объекты, и, когда фонограмма проигрывается без соответствующего разрешения, нарушаются права и законные интересы организаций-правообладателей.

Если же исполнитель не используют уже записанную комбинацию звуков (фонограмму), а создает ее самостоятельно на основании готовой нотной партии, то очевидно, что здесь интересы студий звукозаписи не могут быть затронуты.

Обратим внимание, что возможно два вариант исполнения песни: законное и незаконное. В первом случае у исполнителя возникнут смежные права в силу статьи 1313 ГК РФ, а во втором он будет являться нарушителем, и правообладатель может взыскать с него компенсацию. Рассмотрим оба варианта.

  1. Получение согласия правообладателя

Конечно, это был бы идеальный вариант. Исполнителю нужно получить разрешение на использование музыкального произведения у правообладателя, заключив с ним лицензионный договор. Правообладатель по закону может передать право исполнять песню как бесплатно, так и платно, поэтому можно попробовать договориться с ним на первый вариант.

  1. Использование в специально предусмотренных законом случаях

Такие случаи перечислены в статьях 1273-1278 Гражданского кодекса РФ. В частности, сюда относятся ситуации, когда произведение используется только в культурных, информационных целях и т.д.

Кроме того, есть и особенности: так, например, в силу подп. 6 п. 1 ст.

1274 ГК РФ допускается публичное исполнение без согласия правообладателя, но только в образовательных, медицинских и некоторых иных организациях.

В личных целях (например, у себя дома) музыкант может спокойно играть песню, не нарушая ничьих исключительных прав (ст. 1273 ГК РФ).

Во всех случаях должна отсутствовать коммерческая цель. Следовательно, теоретически видеозапись с кавер-версией, загруженная на таком канале , который не монетизирован, не будет нарушать исключительные права. Но попытки получить доход с объекта авторского права могут обернуться абсолютно законными претензиями со стороны правообладателя.

Незаконные исполнения

Во всех остальных случаях музыканты будут нарушать исключительные права. Следует также помнить, что использование в кавер-версии фонограммы, как мы уже разобрали, может повысить степень опасности нарушения. При этом использование минусовки или ремикса не освободит от ответственности исполнителя.

При исполнении чужих произведений не следует забывать и о соблюдении личных неимущественных прав авторов. Так, желательно, играя чужую песню, доводить до сведения третьих лиц, кто является автором произведения. Запрещается искажать песню, иначе автор может заявить о том, что нарушен творческий замысел, т.е.

право на неприкосновенность произведения.

Итак, подытожим все вышесказанное. Чтобы не нарушать авторские права, нужно одно из трех:

  1. Договориться с правообладателем;
  2. Использовать произведение в некоммерческих целях в одном из случаев, предусмотренных статьями 1273-1278 ГК РФ;
  3. Соблюдать личные неимущественные права.

Впрочем, не стоит забывать, что у произведения, которое исполняется, может истечь срок охраны исключительного права, т.е. могло пройти семьдесят лет со смерти автора. Так, исполнение классики уже давно вполне законно.

Источник: http://copylegal.ru/avtorskoe-pravo/kaver-versiya-osobennosti-rezhima-intellektualnyx-prav/

12 знаменитых кавер-версий, которые затмили оригинал

Кавер версия песни с точки зрения авторского права
Уитни Хьюстон. Кадр из фильма «Телохранитель»

Кавер-версия – это когда один исполнитель берется за песню другого исполнителя. Народная мудрость гласит, что копия всегда оказывается хуже оригинала.

Но бывают случаи, когда внимание слушателей привлекает именно новый вариант песни, а оригинал оказывается безнадёжно забыт. Soyuz.Ru собрал 12 самых ярких подобных примеров из истории популярной музыки.

Всегда ли стоит доверять общественному мнению? В нашей подборке мы предлагаем вам послушать не только кавер, но и оригинальную версию. Слушайте, делайте собственные выводы и предлагайте ваши любимые кавер-версии!

“I Will Always Love You”

Долли Партон / Уитни Хьюстон

Эффектная блондинка Долли Партон считается легендой среди американских любителей кантри-музыки. Ее оригинальная версия “I Will Always Love You” впервые вышла на сингле в 1974 году и достигла первого места в кантри-чартах Billboard. Акустическая версия от Долли обладает скромной простотой, искренностью и обаянием…

…но, конечно же, лишена того могучего драматизма, который заставил рыдать миллионы зрителей, наблюдавших концовку фильма «Телохранитель» в сопровождении версии от Уитни Хьюстон. Кстати, саундтрек к этому фильму до сих пор удерживает звание самого продаваемого в истории.

“Sunny”

Бобби Хебб / Boney M

Песню “Sunny” была написана в 1963 году не слишком известным американским соул-исполнителем Бобби Хеббом.

История создания “Sunny” не самая весёлая: на сочинение этого эмоционального и удивительно светлого номера музыканта сподвигли сразу две трагедии – персональная (смерть брата) и национальная (убийство президента Кеннеди).

Однако мысль о том, что за дождливым днём рано или поздно следует день солнечный, смогла поддержать многих слушателей, и в 1966 году эта негромкая песня достигла 2-го места в американских поп-чартах.

С тех пор жизнеутверждающий мессадж “Sunny” привлек к номеру множество исполнителей самого высшего калибра, таких как Фрэнк Синатра, Шер, Марвин Гей, Стиви Уондер, Дасти Спрингфилд, Элла Фитцджеральд и многих других, но вряд ли кто-то сумел наполнить этот номер такой же искрящейся энергией, как это сделали Boney M в 1976 году.

“In The Army Now”

Bolland & Bolland / Status Quo

Номер о суровых армейских буднях сочинил и исполнил в 1982 году голландский дуэт Bolland & Bolland.

Мало кто знает, что эта композиция является частью их серьезного концептуального альбома “Domino Theory”, который касается темы военного вмешательства Соединенных Штатов в дела других стран – с точки зрения обычного солдата.

Популярность дуэта не выходила за пределы континентальной Европы, и самым большим достижением оригинальной версии стали 6 недель на вершине норвежского чарта. ролик к песне демонстрировался и на советском телевидении – в программе «Утренняя почта».

Всё изменилось, когда песню услышал по радио англичанин Фрэнсис Росси – голос и гитара группы Status Quo. В этот момент он ехал по немецкому автобану. Ценой огромных уговоров и едва не развалив группу, Росси убедил своих товарищей сделать кавер на эту композицию, и результатом этого стала запись, которую многие считают «самой известной песней Status Quo».

“Waterloo Road” / “Les Champs-Élysées”

Jason Crest / Джо Дассен

Можно ли найти «более парижскую» песню, чем “Les Champs-Élysées” Джо Дассена? Однако мало кто знает, что изначально песня не имела ничего общего ни с Парижем, ни с Елисейскими полями, а повествовала про одну из самых оживлённых улиц Лондона – Waterloo Road! Впервые исполнила эту песню не слишком известная психоделическая поп-группа Jason Crest из Британии в 1968 году.

Однако вскоре этот номер заприметили по другую сторону Ла-Манша: новый французский текст к песне написал знаменитый поэт Пьер Деланоэ, и год спустя песня стала хитом в исполнении Джо Дассена.

“Nothing Compares 2 U”

The Family / Шинейд О’Коннор

Исполнитель, известный всему миру как Принс, и безвременно покинувший нашу планету в апреле 2016 года, был не только яркой личностью, талантливым исполнителем, блестящим гитаристом и профессиональным продюсером, но и безусловно плодовитым сочинителем, песни которого записывали многие другие исполнители – и зачастую делали их более известными. Не самый известный факт: знаменитый ныне номер “Nothing Compares 2 U” изначально написал именно Принс – для своего побочного проекта “The Family”.

Номер благополучно канул бы в безвестность, если бы ирландская певица Шинейд О'Коннор не записала свою версию песни, ставшую хитом в 1990 году. К сожалению, вместо благодарности за это Шинейд получила от Принса нотацию о том, как плохо использовать грубые слова в интервью. Вспыльчивая ирландка тут же адресовала пару этих слов знаменитому исполнителю, и дело едва не кончилось дракой.

“All Along The Watchtower”

Боб Дилан / Джими Хендрикс

Этот номер впервые появился на диске Боба Дилана 1967 года “John Wesley Harding”, и по своему звучанию вполне соответствовал духу альбома, на котором «главный пророк» популярной музыки решил отказаться от агрессивного и эксцентричного рока и вернуться к более простым полуакустическим песням.

Возможно, песня так и осталась бы еще одним не очень приметным брильянтом, коих множество на альбомах Дилана, если бы ее не заметил Джими Хендрикс.

Его версия, выпущенная год спустя на альбоме “Electric Ladyland”, облекает загадочные апокалиптические образы Дилана в соответствующую музыкальную форму – звуковое полотно потрясающей глубины и динамики.

Автор песни выразил свое отношение к каверу Хендрикса, на концертах полностью переключившись на исполнение “All Along The Watchtower” именно в версии великого гитариста.

“Love Hurts”

Братья Эверли / Nazareth

Мир впервые услышал “Love Hurts” в исполнении дуэта братьев Дона и Фила Эверли в 1960 году. Эту песню написал супружеский дуэт Фелиции и Бодле Брайантов – авторов многих хитов дуэта. Однако в исполнении Дона и Фила этот номер хитом так и не стал.

Наверно мало кто мог предположить, что эта аккуратная и приглаженная песня от опрятных американцев однажды может зазвучать так, как у простых шотландских пролетариев Nazareth, которые наполнили песню своей рокерской стратью и попутно создали, возможно, самую образцовую «рок-балладу» в истории жанра.

“The Man Who Sold The World”

Дэвид Боуи / Nirvana

В 1970 году, пребывая в довольно непростом эмоциональном состоянии, Дэвид Боуи выпустил свой третий альбом, “The Man Who Sold The World”.

Этот вязкий и угрюмый диск открыл глэм-период в творчестве не столь известного на тот момент Боуи, однако практически не содержал потенциальных «хитов» – за исключением заглавной композиции.

Альбом и сама песня долгое время обитали «на обочине» дискографии великого исполнителя, пока…

… ее не исполнил Курт Кобейн на легендарном альбоме Nirvana “Unplugged”. В этот момент большинство поклонников группы подумало: «какая классная новая песня!», а Дэвид Боуи после концертов начал выслушивать благодарности за то, что «исполнил песню Nirvana». И это еще один грустный пример барьеров, которые существуют в музыкальном мире – и строят их лишь сами слушатели.

“Dazed and Confused”

Джейк Холмс / Led Zeppelin

Где лежит граница между очень творческой кавер-версией и совершенно новой песней? На эту тему хорошо поразмышлять, слушая песню “Dazed and Confused”, написанную американским фолк-исполнителем Джейком Холмсом и записанную им в 1967 для своего первого альбома. Джейк также исполнял эту песню живьем – в частности, когда выступал на разогреве у английской группы The Yardbirds, в составе которой на тот момент выступал талантливый юный гитарист Джимми Пейдж.

Талантливый юный гитарист быстро положил глаз на эту песню, и вскоре она уже вошла в концертный репертуар The Yardbirds.

Год спустя Пейдж предложил песню под названием “Dazed and Confused” коллегам по своей новой команде Led Zeppelin, и этот номер стал украшением первого альбома группы. Автором “Dazed and Confused” на диске значился Джимми Пейдж.

В 2010 году Холмс решил отстоять свои авторские права в суде, и теперь авторство зеппелиновской “Dazed and Confused” указывается как «Пейдж, вдохновлено Холмсом». Считать ли эту запись кавер-версией? Решайте сами.

“Always On My Mind”

Элвис Пресли / Pet Shop Boys

Этот кантри-номер впервые исполнила малоизвестная исполнительница Гвен МакКрей в 1972. Потенциал песни был очевиден, и вскоре свои версии выпустили другие исполнители, самым известным из которых был Элвис Пресли. Элвис был, как всегда, безупречен, и трудно было представить, что кто-то сумеет превзойти его проникновенное и технически совершенное исполнение.

Вполне можно сказать, что с качественной точки зрения исполнение Элвиса так и осталось непревзойдённой вершиной (в конце концов, это дело музыкального вкуса), однако с коммерческой точки зрения ударное исполнение Pet Shop Boys оставило Короля далеко позади.

Тенант и Лоу слегка модифицировали песню, добавив пару новых аккордов, наложили мощный электронный бит, сняли слегка сюрреалистический видеоряд и получили запись, которая в 2014 году анием слушателей BBC была определена как «лучшая кавер-версия» в истории.

“Hallelujah”

Леонард Коэн / Джефф Бакли

Автором и первым исполнителем песни “Hallelujah” является знаменитый канадец Леонард Коэн.

Он провел много времени, отшлифовывая эту песню – черновики исполнителя содержали примерно 80 куплетов к ней – и в конечном счете выпустил композицию на своем альбоме 1984 года.

Версия Коэна, отстранённая, эмоционально сдержанная и отмеченная традиционным для Коэна «вокальным минимализмом», практически не даёт шанса предположить, каких вершин может достигнуть эта композиция…

… в исполнении такого уникального вокалиста, как Джефф Бакли.

Невероятно талантливый и трагически рано ушедший из жизни молодой человек выпустил собственную версию на своем единственном лонгплее “Grace” 1994 года.

Сардонически охарактеризованная самим Бакли как «аллилуйя оргазму», его эпическая версия в своей грандиозной кульминации достигает… нет, определённо чего-то более возвышенного и нездешнего.

“Hurt”

Nine Inch Nail / Джонни Кэш

Самые лучшие в истории кавер-версии появлялись появлялись в тех случаях, когда новый исполнитель обладал достаточной силой духа, глубиной жизненного опыта и, конечно же, талантом, чтобы исполнить песню по-своему и придать ей качественно иное звучание.

Вне всякого сомнения, именно это произошло, когда легенда кантри Джонни Кэш исполнил композицию «индустриальщиков» Nine Inch Nails. По словам автора “Hurt” Трента Рэзнора, в тот момент он почувствовал себя так, как будто у него «увели девушку, потому что песня больше не принадлежала мне».

Номер, который в исполнении Трента Резнора звучит как прощальная записка химически зависимого человека,…

… в исполнении Кэша превратился в практически религиозную исповедь человека, который подошёл к последнему порогу своей долгой жизни.

“Hurt” в исполнении Джонни Кэша и по сей день остаётся не просто одним из самых удачной образцов идеи кавер-версии, но впечатляющим примером того, как можно подняться над весьма условными жанровыми границами и не просто исполнить, а по-настоящему прожить песню.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/593542118e557d35dc6150b0/5982e8de256d5c1f9ac22e2e

Кавер-версия и авторское право. Интервью с экспертом

Кавер версия песни с точки зрения авторского права

Термин «Кавер-версия», «кавер» берет свое начало от английского «cover», что в переводе означает «покрытие». Кавером принято называть авторское музыкальное произведение, получившее новую интерпретацию и исполненное иным музыкантом. Соответственно, музыкальный коллектив, который специализируется на исполнении каверов – кавер-группа.

Исполнение кавер-версий довольно широко распространено на современной сцене. Кавер группа это прекрасный выбор для заказчиков и устроителей торжества — в репертуар исполнителя попадают проверенные временем музыкальные композиции, занимающие лидирующие положения в чартах.

А иногда случается и так, что песни, получившие «вторую жизнь» в кавер-версии, становятся популярными именно в таком, переосмысленном виде. К таковым, например, можно отнести всемирно известные и признанные хиты Уитни Хьюстон («I will always love you»), The Beatles («Twist and Shout») и многие другие.

Сегодня мало кто это знает, но факт остается фактом: все эти песни являются каверами ранее известных композиций.

https://www.youtube.com/watch?v=fg6y-z77wpU

Что же послужило стимулом для такого повального распространения кавер-групп и исполнения каверов? Безусловно, тем, что живая музыка на вечеринке, корпоративе, свадьбе – это модный и современный тренд. Подобные события стали благоприятной почвой для профессионального развития в этом русле исполнителей, получивших возможность воспроизводить на сцене полюбившиеся публике хиты.

Казалось бы, куда проще? Нанял музыкантов, дал им в руки известные хиты – и кавер-группа готова.

Тогда отчего же рынок рунета явно не перенасыщен предложениями кавер-коллективов, а действительно профессиональных групп, работающих на рынке много лет, вообще единицы.

Наверное, есть и подводные камни? Да, есть. Айсберги, на которых можно потопить очень много денег – правовое урегулирование этого вида деятельности.

Рассказать подробнее о непростом рынке услуг кавер-групп и о его юридических особенностях мы попросим Владимира Хоменко, финансового директора компании GiveMeMusic – агенства, которое работает уже 6 лет и самостоятельно создало и продюсирует не одну, а целых три кавер-группы.

Владимир Хоменко, финансовый директор компании GiveMeMusic

Итак! Владимир, здравствуйте!

В.Х.: Добрый день!

Законно ли использование чужой песни?

В.Х.: Правильней будет сказать так: для того, чтобы исполнение песни было законным, нужно произвести ряд действий.

Среди многих музыкантов распространено убеждение: дабы не нарушать авторские права, перед исполнением песни нужно назвать имя автора (или исполнителя). Однако, это не так.

Использование авторской композиции возможно только при наличии соответствующего разрешения от правообладателя, или по истечении периода правовой охраны произведения.

Стоит заметить, что во многих странах существует свой подход к авторским правам. Так, например, в некоторых государствах срок действия авторских прав заканчивается спустя 70 лет после ухода правообладателя из жизни. В некоторых – 50. В такой ситуации для получения права на использование музыкальной композиции нужно обращаться за разрешением к наследникам автора.

Встречаются и случаи передачи/продажи авторских прав другому лицу. Для этого процесса составляется договор отчуждения авторских прав.

По истечении заявленного срока песня причисляется к общественному достоянию, то есть появляется возможность ее свободного использования любым лицом без ограничений.

Важно отметить, что сроки перехода произведений в общественное достояние в разных странах могут отличаться.

Например, в России произведение может числиться в списке общественного достояния, а, к примеру, во Франции на него будет действовать авторское право.

Привлечение таких песен в свое творчество очень выгодно и для исполнителей и для заказчиков: во-первых, потому что не нужно платить денежную компенсацию за использование авторских прав (роялти); а во-вторых, исполнители автоматически приобретают авторские права на созданный ими кавер, а у заказчика торжества гарантированно нет проблем с правообладателями.

Существует и практика использования авторских сочинений с привлечением лицензии creative commons, которая дает возможность авторам максимально упростить процесс предоставления разрешения на использование их композиций по всему миру. Но с определенными условиями.

Все другие случаи подразумевают обязательное обращение к законному правообладателю. Как показывает статистика, зачастую сложно определить, кто именно является владельцем авторских прав.

Именно поэтому функцию сбора роялти берут на себя специализированные организации, занимающиеся вопросами авторских прав, а хлопоты по урегулированию авторских прав — пряма забота менеджмента выступающих артистов.

Кавер-группа сквозь призму авторского права

В.Х.:При прослушивании кавер-версии не трудно выявить степень переосмысления исполнителем авторского сочинения: или это композиция, ощутимо отличающаяся от оригинала, или практически полное его повторение. Но при этом произведение будет узнаваемо, потому что его «ядро» составляет одна мелодия.

Именно по этой причине кавер-версия с точки зрения авторского права не является автономным произведением. Однако существует несколько любопытных моментов.

Если в авторской композиции изменениям подверглись ритмическая или гармоническая сторона, сделана оригинальная аранжировка, то оно будет считаться творческой переработкой (музыкальной транскрипцией), не затрагивающей авторские права.

В этой ситуации музыкант, сделавший транскрипцию, приобретает авторские права на данную кавер-версию. Опять таки, приобретение законно если изначально дано разрешение от правообладателя.

В случае с переработкой песни возникает более сложная ситуация. Эта музыкальная композиция объединяет в себе две составляющие: музыку и поэтический текст.

Здесь стоит говорить уже об авторских правах как на слова, так и на музыку. Возможен и вариант, когда текст принадлежит нескольким авторам.

Для законного создания кавер-версии в этом случае нужно иметь разрешение от всех владельцев авторских прав.

Иногда случается и так, что каверы не создают новую интерпретацию. Кто-то предпочитает перепеть всем известную композицию по-своему, а кто-то исполняет ее практически один в один. В последнем случае кавер-версия может отличаться от оригинала незначительным варьированием инструментальной партии. В этом случае можно говорить только о смежных правах на исполнение.

Собираясь на гастроли в другой город, и уж тем более, в другую страну, менеджеру кавер-группы нужно очень ответственно подойти к вопросам оформления лицензионных договоров, чтобы не попасть в неприятную ситуацию. Во-первых, не в каждой стране в действующем законодательстве можно найти расшифровку определения «кавер-версия».

Например, в законодательстве Украины нет такого понятия. Когда Вы заказываете кавер-группу, в договоре уделите внимание терминологии, расшифруйте как можно шире это понятие, а также найдите подробные указание, каким образом они используют авторское сочинение.

Во-вторых, серьезные и ответственные организаторы мероприятий предпочитают сотрудничать с артистами, которые позаботились о «чистоте» в использовании авторских прав.

Какие могут быть неприятные последствия при несоблюдении кавер-группой авторских прав?

В.Х.:Проблемы с лицензионным урегулированием очень больно бьют по карману. Штрафы за всего один прозвучащий незаконно хит могут достигать шести, а то и семизначных цифр.

Для заказчика есть и еще один неприятный момент. Правоприменительная практика в России и СНГ такова, что ответственность за нарушение лицензий чаще несет не исполнитель, а заказчик.

Это не совсем верно с точки зрения здравого смысла, но это так.

Кавер-версия и авторское право — не тот вопрос, которым можно пренебречь. «Забывчивость» может очень больно ударить по карману и репутации

Объясню на понятном языке. Проведя масштабный корпоратив для Вашей компании, Вы через какое-то время, вдруг с удивлением узнаёте, что компания-правообладатель выдвинула иск за незаконное исполнения песен, права на которые принадлежат ей.

Артисты, которых Вы наняли, просто не имели права исполнять их, и на Вашем мероприятии произошло то, что юридически называется «публичное исполнение без соответствующего разрешения».

Итог — в Вашем почтовом ящике – неприятное письмо, а на пороге кабинета  – еще более неприятные люди с безвыразительными лицами. Это юристы истца.

зачастую ответственность за нарушение последних ложится на плечи организаторов мероприятий, а не на исполнителей

Причем здесь Вы? Все просто. Кавер-группа, которую Вы наняли, при первых признаках бури, попросту растворилась в воздухе: сайт выключен, а музыканты разошлись в разные стороны.

Напомню, что подобные иски могут быть предъявлены только юридическому лицу – коллективу (именно он указан в договоре), а отдельным музыкантам и администраторам ничего предъявить нельзя. Преследовать одно физлицо —  певца, гитариста, пианиста — с сомнительными шансами на успех никто не станет.

Слишком велики издержки. Гораздо проще «прижать» Вас – солидную крупную фирму, которая не броситься в бега. А значит, заплатит.

Де-юре, Вы – добросовестный приобретатель и ничего не должны, де-факто – платите за чужие грехи.

Не может быть, чтобы все было так плохо?

В.Х.: Я могу Вам сходу озвучить несколько названий компаний, которые попали в такие прецеденты: компания вынуждена была оплачивать лицензионные издержки благодаря недобросовестной кавер-группе, которая исполнила на их мероприятии произведения, на которые она не имела прав.

По букве закона, Вы — добросовестный приобретатель, и не несете никакой отвественности за действия третьих лиц. На деле — отдуваетесь за юридическую нечистоплотность нанятой кавер-группы

Еще раз повторю, кавер-группа и авторское право — не тот вопрос, которым можно пренебрегать. Если Вас уверяют, что «никто не узнает», знайте, что Вас осознанно обманывают.

У правообладателей масса способов получить информацию о нарушениях их прав.

Я знаю пример, когда против компании был выдвинут иск после того, как один из сотрудников просто выложил в сети видео со своего смартфона с прошедшего праздника.

Можно забаррикадировать двери и отнять у всех сотрудников сотовые телефоны. А можно просто нанять профессионалов, которые соблюдают все нормы законности.

Как с юридическими правами обстоят дела на рынке? Многие ли кавер-группы работают «по-белому»?

В.Х.: К сожалению, нет. Большинство кавер-групп, которые Вы найдете в интернете, это «однодневки», и никаких лицензий на исполняемые песни они не имеют. Они просто лукавят с заказчиком. Красивые сайты и много слов — всего лишь вывеска

Не может быть. Они существуют долго, по нескольку лет

В.Х.: Вы, наверное, хотите сказать, их названия существуют несколько лет. Названия есть, под ними – бесконечная чехарда менеджеров, продюсеров и составов. При первых проблемах – все в рассыпную.

Даже если они и вправду выступают по 5-7 лет вместе, это никак не гарантирует юридической чистоты проекта. Рецепт простой: требуйте документы! Запросите подтвержденную лицензионную документацию – и увидите, как они исчезнут с Ваших радаров.

Требуйте документы, подтверждающие права на исполнение кавера! Документы — это лакмусовая бумажка

А на GiveMeMusic все в порядке с лицензиями?

В.Х.: Что за вопрос! С самого создания компании GiveMeMusic в основы заложено железное правило: только законная деятельность и неукоснительное соблюдение авторского законодательства.

Кто-нибудь еще работает «по-белому»?

В.Х.: Мы на рынке 6 лет, и я могу назвать еще, наверное, 2-3 коллектива, помимо наших, которые работают прозрачно и с соблюдением всех законодательных норм. Притом, что это – отдельные коллективы. Продакшен-агенство, которое само создает и промотирует свое кавер-группы без посредников – это только мы.

Резюмируем:

Кавер-версия и авторское право — вопрос тонкий. Если Вы решили ангажировать кавер-группу, то этой группе необходимо:

  • выявить законного правообладателя, если таковой имеется, получить его разрешение на свободное использование музыкальной композиции;
  • составить лицензионный договор и зафиксировать в нем данное разрешение;
  • Вам — тщательно проверить все условия договора. Подробно расписать трактовку термина «кавер-версия» и способы использования вами оригинала;
  • обязательно требуйте подтверждения прав на исполнение!
  • если информация об урегулировании отношений нанимаемых артистов с правообладателями Вам недоступна, не стоит надеяться на безнаказанное использование материала. Проконсультируйтесь по этому вопросу у юриста или в организации коллективного управления авторскими правами, но лучше всего не сотрудничать с коллективами, которые темнят с законом.

Имейте в виду, что

  • действие лицензии может ограничиваться исключительно территорией страны, и если кавер-группа имеет лицензию на исполнения кавера в Украине, это еще не значит, что она имет права на кавер в России;
  • у того, кто с согласия автора создает кавер, появляются авторские права на кавер. Впоследствии автор никак не может повлиять на сценическую судьбу кавер-версии и запретить ее использование.

Все права защищены. Любые перепечатки только с разрешения авторов и с указанием активной ссылки

Источник: http://givememusic.ru/kaver-versija-s-tochki-zreniya-avtorskogo-prava

Чем является кавер-версия песни с точки зрения авторского права?

Кавер версия песни с точки зрения авторского права

25 октября 2017 в 10:59 Статья № 38

Чем является кавер-версия песни с точки зрения авторского права?

Кавер-версия или просто кавер (от англ. “cover version”) – это исполнение и/или запись (иногда в оригинальной переработке) ранее обнародованного музыкального произведения кем-то иным, чем оригинальный исполнитель. 

Использование кавер-версий выгодно, поскольку исполнитель получает в свои руки 100% хит, проверенный временем и полюбившийся публике. Иногда незначительная переработка композиции дает «второе дыхание» песне. Случается, также, что переработка становится популярнее оригинала, принося своим исполнителям мировую известность.

В это сложно поверить, но такие мировые хиты как «I will always love you» в исполнении Уитни Хъюстон, рок-н-рольная «Blue Suede Shoes» в исполнении Элвиса Прэсли, “Twist and Shout” в исполнении The Beatles, «Nothing Compares to You» в исполнении Шинед О`Коннор, “Cometogether” в исполнении Aerosmith (этот список можно продолжать) – ни что иное как каверы ранее исполненных хитов.

Так что же такое кавер версия с точки зрения авторского права?

Кавер может на слух отличаться от оригинала либо полностью его повторять. Но и в том, и в другом случае в основе остается одна и та же мелодия. Именно поэтому, с точки зрения авторского права, кавер-версию нельзя назвать самостоятельным произведением.

Если был изменен ритм и/или гармония мелодии либо произведена аранжировка (оркестровка) музыкального произведения – речь идет о производном произведении. Согласно определениям Закона Украины «Об авторском праве и смежных правах», производное произведение – это произведение, являющееся творческой переработкой другого существующего произведения без нанесения вреда его охране.

Важно отметить, что у лица, осуществившего переработку песни, возникают авторские права на переработанную песню (кавер). Но это законно только лишь в том случае, если перед переработкой песни было получено соответствующее разрешения у автора (правообладателя).

Песня – это музыкальное произведение, состоящее из музыки и слов. Авторские права возникают отдельно и на музыку, и на слова. К тому же, и у музыки, и у слов могут быть разные авторы или даже несколько авторов. Для легального использования песни, в том числе для создания на ее основе кавер-версии, необходимо получить разрешения от каждого лица, которому принадлежат авторские права.

Иная сложность заключается в том, что в кавер-версии не всегда привносится что-либо новое. Например, в ситуации, когда исполнитель взял фонограмму (“минусовку”) оригинального произведения и “перепел” текст. 

Без оригинальной переработки у кавер-артиста возникают только смежные права на исполнение. 

Действующим законодательством Украины не предусмотрено определение понятия «кавер-версия», поэтому необходимо со всей ответственностью подходить к подготовке лицензионных договоров. В лицензионном договоре рекомендуется четко указывать, что подразумевается под кавер-версией, способы использования оригинального произведения и границы такого использования.

Плюсы от лицензионного использования оригинала песни однозначны как для автора, так и для кавер-исполнителя. Например, Долли Партон – автор песни «I Will Always Love You» еще в 1992 году заработала на авторских отчислениях от исполнения песни Уитни Хьюстон не менее шести миллионов долларов.

В то же время, организаторы кавер и трибъют концертов (от англ. tribute — дань, дар; концерты, в которых кавер-артисты используют песни только одного исполнителя/группы) охотнее будут сотрудничать с артистами, которые побеспокоились об «очистке» авторских прав. Нередко правообладатели предъявляют претензии не к кавер-группам, а непосредственно к организаторам выступлений.

Если вы хотите создать и использовать кавер-версию:

– получите разрешение у автора(ов) либо правообладателя(ей), если ваш случай не предусматривает возможность свободного использования произведения;

– закрепите разрешение в лицензионном договоре;

– внимательно проверьте существенные условия договора, обращайте особое внимание на определение понятия «кавер-версия», а также детальное описание способов использования произведения.

– если вы не можете найти правообладателя, это не дает вам автоматическое право использовать произведение. В таком случае, обратитесь за консультацией к специалисту либо в организацию коллективного управления авторскими правами.

Помните:

– лицензия, выданная в одной стране, может не распространяться на другую страну;

– если вы автор и дали разрешение на создание и использование кавер-версии, вы, вероятнее всего, в последующем не сможете запретить использование его использование, так как у автора кавер-версии возникают авторские права на кавер.

—-

Анна Успенская

Photo by Derek Truninger on Unsplash.

Источник: https://brightadvise.com/blogs/38

Адвокат-online
Добавить комментарий