Кому платить за авторское право?

Авторское вознаграждение

Кому платить за авторское право?

Гражданское законодательство России предусматривает право автора получать вознаграждение за использование произведений третьими лицами.

Это представляется вполне логичным, ведь любая работа должна оплачиваться, и интеллектуальная, творческая деятельность – не исключение.

Если человек вкладывает талант и силы в создание произведения, тратит на это время и ресурсы, он должен иметь возможность получить материальную или иную выгоду.

Существует несколько путей получить авторское вознаграждение, рассмотрим их по порядку:

Авторское вознаграждение по договору

Авторское вознаграждение по договору авторского заказа

Авторское вознаграждение за служебное произведение

Доходы от коллективного управления правами

Кто может претендовать на авторское вознаграждение

Расчет и выплаты авторского вознаграждения

Авторское вознаграждение по договору

Это первый и самый распространенный способ получения авторского вознаграждения. Когда произведение уже создано, автор может передать свои права на произведение третьему лицу – организации, которая осуществит издание этого произведения или иным способом начнет его коммерческое использование.
Передача прав возможна на двух основах:

1) временное предоставление прав (лицензионный договор, статья 1235 Гражданского кодекса);

2) полная передача прав (договор об отчуждении исключительных прав, статья 1234 Гражданского кодекса).

Решение вопроса о вознаграждении является существенным условием таких договоров. Иными словами, любые договоры могут быть заключены и на безвозмездной основе, однако отсутствие упоминания о вознаграждении в договоре автоматически приводит к признанию его незаключенным. Следовательно, необходимо особенно внимательно подходить к этому условию при составлении договора.

Вознаграждение по договору авторского заказа

Несмотря на то, что его можно было бы отнести и к первой категории, авторское вознаграждение по договору авторского заказа следует вынести отдельным пунктом ввиду иного характера деятельности автора.

Если в первом случае был рассмотрен вариант, когда предоставлялись права на уже созданное произведение, то по договору авторского заказа (статья 1288 Гражданского кодекса), автор обязуется создать обусловленное договором произведение науки, литературы или искусства по заказу. Данное условие является очень важным, поскольку может ограничить свободу творчества автора рамками задания заказчика. В договоре необходимо максимально точно отразить какой результат заказчик хочет получить и какие требования предъявляются к будущему произведению. Переход исключительных прав на созданное по договору авторского заказа произведение может осуществляться как на условиях лицензионного договора, так и на условиях договора об отчуждении исключительных прав. Размер и порядок выплаты вознаграждения определяется договором. 

Вознаграждение за служебное произведение

Создание служебного произведения отчасти схоже с созданием произведения по договору авторского заказа, с той разницей, что заказчик в данном случае является работодателем автора.

Личные неимущественные права на произведение науки, литературы или искусства, созданное в пределах установленных для работника (автора) трудовых обязанностей (служебное произведение), принадлежат автору (статья 1295 Гражданского кодекса). В то время как исключительные права на такое произведение, то есть право использовать произведение, принадлежит работодателю, если договором не будет предусмотрено иных условий о распределении прав.

Следует обратить особое внимание на условия, при которых у автора возникает право на вознаграждение за служебное произведение:

В течение трех лет с даты предоставления произведения работодатель должен произвести одно из следующих действий: начать использование произведения, передать права третьим лицам или сообщить автору о сохранении произведения в тайне. Если данное условие выполняется, то у автора возникает право на вознаграждение.

По истечению трехлетнего срока, если работодателем не были предприняты указанные действия, исключительные права на произведение возвращаются к автору.

Однако в этом случае у работодателя остается право использовать произведение, исключительные права на которое принадлежит автору, на условиях простой (неисключительной) лицензии, с выплатой вознаграждения.

Условия о размере и порядке выплаты вознаграждения указываются в договоре, заключаемом между работодателем и автором. Неверное отражение договоренностей может привести к судебным разбирательствам.

Доходы от коллективного управления правами

В случаях, когда осуществление прав автором затруднено или когда законом допускается использование произведений без согласия правообладателей, но с выплатой им вознаграждения, авторы и иные обладатели авторских прав вправе создавать основанные на членстве некоммерческие организации, на которые возлагается управление соответствующими правами на коллективной основе. Рассмотрим основные случаи использования произведения без согласия правообладателя, но с выплатой вознаграждения.

1. В соответствии со статьей 1263 Гражданского кодекса в случае, если музыкальное произведение было использовано в аудиовизуальном произведении (например в фильме, рекламном ролике и т.п.) у автора музыкального произведения сохраняется право на получение вознаграждения за использование музыкального произведения при показе данного аудиовизуального произведения.

2. Авторы и иные правообладатели имеют право на получение вознаграждения за воспроизведение (копирование) фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях (статья 1245 Гражданского кодекса). Такое вознаграждение носит компенсационный характер и выплачивается за счет средств, собранных аккредитованной организацией по управлению правами на коллективной основе с изготовителей и импортеров оборудования и материальных носителей, используемых для такого воспроизведения.
3. Художники, авторы произведений изобразительного искусства и рукописей, продавшие оригиналы своих произведений, сохраняют право на получение вознаграждение в виде процентных отчислений от цены каждой дальнейшей перепродажи такого оригинала, если  в качестве посредника участвует юридическое лицо или индивидуальный предприниматель (аукционный дом, галерея изобразительного искусства, художественный салон, магазин). Размер процентных отчислений, условия и порядок их выплаты определяются Правительством Российской Федерации. Такое право называется правом следования, статья 1293 Гражданского кодекса.

Кто может претендовать на авторское вознаграждение

В первую очередь сам автор. Право на вознаграждение возникает у автора одновременно с авторскими правами на произведение. Однако такое право может переходить к иным лицам.

Право получать вознаграждение за использование произведения может переходить одновременно с исключительными правами по наследству, передаваться по договору, переходить от одного юридического лица к другом в результате правопреемства, например, при реорганизации.

Расчет и выплаты авторского вознаграждения

Законодательно предусмотрено несколько вариантов начисления и выплаты вознаграждения. В абсолютном большинстве случаев размера вторского вознаграждения определяется договором между автором или иным правообладателем и приобретателем права (пользователем, лицензиатом).

Однако в некоторых случаях, размер вознаграждения может устанавливаться и государством, как, например, в случае с правом следования, рассмотренном выше. Помимо размера авторского вознаграждения, при заключении договоров следует обратить внимание и на способ выплаты.

В соответствии с законом вознаграждение за использование произведения по договору может выплачиваться в одной из следующих форм:

– фиксированные разовые или периодические платежи;

– процентные отчисления от доходов (выручки) – роялти;

– в иной форме.

Таким образом законодательство оставляет за сторонами договора широкий выбор форм выплаты вознаграждения, удобный для сторон.

Как мы видим, авторское вознаграждение – важная часть взаимодействия автора (правообладателя) с пользователем произведения.

Неверное договорное закрепление условий об авторском вознаграждении может привести не только к претензиям и судебным спорам, но и к недействительности самого договора.

Лицензионный авторский договор – передача авторских прав 

Заключение Авторского договора

Проверить или заказать проект лицензионного договора

Консультация: ; Задать вопрос юристу

Статьи и новости по теме:

Глава Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Александр Жаров на встрече с Владимиром Путиным отчитался >>>

Итак, вы обнаружили ваши фотографии, другие изображения или статьи на чужом сайте или портфолио. Что следует сделать, чтобы предотвратить нарушение ваших прав и избежать подобных рисков в будущем? >>>

Европарламент принял правовые документы для ратификации Марракешского договора о доступе к материалам для чтения для слабовидящих >>>

Источник: http://www.copyright.ru/ru/documents/practika/avtorskoe_voznagragdenie

Кто и кому должен платить за использование музыкальных произведений?

Кому платить за авторское право?

Мы не привыкли думать о том, что за музыку, звучащую в зале кафе, ресторана или в салоне парикмахерской надо платить тому, кто ее написал или тому, кто ее исполнил.

Понятие о роялти за использование интеллектуальной собственности у предпринимателей часто бывает неопределенным. Одни недостаточно информированы, а другие просто не понимают, почему они что-то должны каким-то авторам.

Поэтому многим собственникам кафе и ресторанов (и продавцам рингтонов в том числе) приходится платить штрафы.

О том, что нужно знать предпринимателю об авторском праве на музыкальные произведения и выплате роялти, мы спросили у Валерия Колесника – главного инспектора по вопросам защиты интеллектуальной собственности Государственного департамента интеллектуальной собственности в Днепропетровской области.

– Какие требования должны выполнять предприниматели, использующие в своей коммерческой деятельности аудиозаписи?

– У автора (а в некоторых случаях и у других лиц) при создании им произведения возникает авторское право, и оно закреплено законом.

Авторское право композитора на музыкальные произведения, как и права автора любого другого произведения – письменного, устного, изобразительного и др., предусмотрено и защищено Законом Украины от 23.12.93 г.

№ 3792-ХII “Об авторском праве и смежных правах” (далее – Закон об авторском праве).

Поэтому предприниматели должны выплачивать автору за использование его произведений авторское вознаграждение – роялти.

Для этого не нужно искать самих авторов, а следует заключить договор с одной из организаций коллективного управления (ОКУ), у которых есть соответствующее Свидетельство от Государственного департамента интеллектуальной собственности.

И в соответствии с договором ежемесячно или поквартально платить роялти за использование музыкальных произведений.

В Украине существует несколько организаций коллективного управления авторскими правами. Телефоны и адреса ОКУ размещены на сайте Государственного департамента интеллектуальной собственности (www.sdip.gov.ua).

После заключения договора предпринимателю выдается лицензия, в которой указывается, что авторские права защищены.

– Задачи ОКУ при защите авторских прав?

– После того, как автор передает свои имущественные права ОКУ, она следит за использованием его произведений как на территории Украины, так и на территории других государств и выплачивает принадлежащее автору вознаграждение. В случае незаконного использования произведений автора эта организация представляет его интересы в правоохранительных, государственных и других органах в целях пресечения нарушений Закона об авторском праве.

– Как определяется размер выплаты авторского вознаграждения?

– В приложении к постановлению КМУ от 18.01.2003 г. № 71 приведены ставки платы за использование музыкальных произведений в коммерческих целях. Например, за использование фонограмм в местах с платным или бесплатным входом (бары, рестораны, кафе, парки и т. п.

) необходимо уплачивать 1% суммы полученного дохода. Под доходом здесь следует понимать прибыль, полученную от вида деятельности, в процессе которого используются фонограммы.

Если же таких доходов нет, то размер роялти определяется исходя из суммы затрат на указанный вид использования объекта интеллектуальной собственности и составляет он 2,5%.

В некоторых случаях в зависимости от продолжительности использования фонограмм, размера и уровня заведения (небольшое, неэлитное кафе), процента его посещаемости, места расположения (например, сельский бар) размер вознаграждения может быть снижен по согласованию с ОКУ. В среднем такие выплаты составляют от 200–300 грн. и до 700 грн. в месяц.

– Нужно ли предпринимателю вести учет прозвучавших произведений?

– Предприниматели, заключившие такой договор и выплачивающие вознаграждение авторам (исполнителям), должны регулярно вести учет и  сдавать отчет в ОКУ о том, какая музыка использовалась. Без такого отчета роялти не принимается.

Период подачи отчетности о реализованных произведениях и перечисления роялти определяется договором. Только на основании этих отчетов ОКУ может распределять полученные средства между авторами и исполнителями.

– Сейчас в кафе и ресторанах чаще звучит музыка иностранных исполнителей. Получают ли они свое вознаграждение?

– Есть специальные каталоги зарубежных исполнителей, музыка которых популярна на территории Украины. Когда в публичном месте звучит зарубежная музыка, то ее автор и исполнитель получают соответствующее вознаграждение, которое передается через организацию, представляющую их интересы на территории Украины.

– Кто еще кроме владельцев кафе и ресторанов должен выплачивать вознаграждение за использование музыки?

– Любое заведение, где осуществляется публичное исполнение музыкальных произведений, обязано заключить договор с их правообладателями. Публичным является исполнение музыкальных произведений в тех местах, где присутствуют или могут присутствовать люди, которые не принадлежат к кругу семьи или близких знакомых этой семьи.

Согласно Закону об авторском праве и постановлению КМУ от 18.01.2003 г.

№ 71 к числу субъектов, осуществляющих коммерческое использование фонограмм, относятся кинотеатры, дискотеки, ночные клубы, цирковые объединения, выставочные залы, спортзалы, бары, кафе, рестораны и другие предприятия общественного питания, пансионаты, дома отдыха, отели, предприятия торговли, бытового обслуживания, пассажирского транспорта.

– То есть, если в салоне маршрутки звучит музыка, водитель должен заключить соответствующий договор?

– Да, он же использует музыкальные произведения в публичном месте и с коммерческой целью: для привлечения пассажиров.

В рамках внеплановой проверкиинспектор по интеллектуальной собственностификсирует факт звучания музыки.

– Как на практике выявляют нарушителей в этой сфере?

– Региональные представители правообладателей ходят в кафе, рестораны (другие заведения), слышат звучащую там музыку и спрашивают у владельцев, есть ли у них полагающийся в таком случае по закону договор.

Когда такого документа нет и хозяева заведения не желают заключать договор, то в следующий раз региональный представитель фиксирует факт нарушения авторских прав, а потом обращается в суд для защиты интересов авторов или же приходит с заявлением к нам в территориальный отдел Госдепартамента или в милицию.

Если сам заявитель не зафиксировал сразу случай нарушения авторских прав, то мы выписываем направление на внеплановую проверку, и наш инспектор идет в кафе вместе с представителем правообладателя, чтобы сделать это.

Обычно приглашают с собой двух свидетелей, обязательно берут технические средства: диктофон, фотоаппарат или видеокамеру, можно мобильный телефон с видеокамерой.

Проверяющие должны сразу предъявить документы на проверку и служебные удостоверения, как при обычной проверке.

Когда сфотографированы музыкальный центр и колонки, сделана запись на диктофон, записаны свидетельские показания, составляется акт о зафиксированном нарушении. Предпринимателю дают его для ознакомления и на подпись.

Далее владельцу кафе (ресторана или других заведений) предлагают решить вопрос на законных основаниях, но без применения штрафных санкций: заключить договор об использовании музыкальных произведений и честно выплатить роялти за прошедшее время работы. Поскольку срок давности взыскания платежей у нас три года, то и заплатить надо за этот период.

В случае если владелец заведения или его представитель отказываются от действий в рамках бесконфликтной ситуации, то инспектор Госдепартамента составляет протокол об административном нарушении, а значит, позже будет назначен штраф. В соответствии со ст. 512 КУоАП размер штрафа – от 170 до 3 450 грн. Иногда дело заканчивается еще и конфискацией технических средств, с помощью которых воспроизводились музыкальные произведения.

За нарушения авторского права при использовании музыкальных произведений предусмотрена административная, гражданская и уголовная ответственность.

И это получается дороже, чем заключить специальный договор и платить роялти. Кстати, в связи с мораторием на проверки плановые проверки сейчас не проводятся.

И к предпринимателям достаточно лояльное отношение: им дается тридцать дней для устранения нарушений без применения санкций.

– Кто кроме инспекторов Госдепартамента по интеллектуальной собственности может участвовать в проверках по использованию музыкальных произведений?

– Еще мы приглашаем специалистов из управления по защите прав потребителей, из правоохранительных органов – отделов по борьбе с преступлениями в сфере интеллектуальной собственности при УГСБЭП, а также представителей ОКУ.

– Приведите примеры типичных нарушений, выявляемых при проверках.

– Вот нескучные люди – наши предприниматели. Кроме того, что они прячут музыкальные центры среди цветочных горшков или при появлении проверяющих выносят их за несколько секунд из помещения, пытаясь доказать, что музыка нам просто послышалась. Но это их не спасает.

Потому что чаще всего проверки комплексные, в них участвуют несколько проверяющих, свидетельства которых записываются и являются подтверждающими фактами. В последнее время некоторые предприниматели еще придумали новинку для потребителей.

В итоге появилось много похожих жалоб, например: пришел в кафе, заказал мороженое или чай с пирожным, а потом увидел, что в чеке написано: 3 гривни за музыкальное сопровождение. Причем эта сумма варьируется – от 3 грн. до 20 грн., в зависимости от того, какое было кафе и где оно расположено.

В центре города все услуги, понятное дело, дороже. Такая самодеятельность со стороны собственников кафе является явным нарушением прав потребителей: взимается плата за услугу, которую не заказывал.

– Если в публичном месте прослушиваются музыкальные произведения, передаваемые по радио, то обязан ли предприниматель в этом случае платить вознаграждение авторам (исполнителям)?

– В Законе об авторском праве сказано, что музыка, на использование которой необходимо заключать договор, может звучать как в живом исполнении, так и с помощью любых технических средств. В случае передачи музыкальных произведений через радио, телевидение и т. п.

также необходимо заключать договор с организацией коллективного управления и платить роялти. Ведь редакция радио заключила свой договор по использованию музыкальных произведений, но без учета того, что кто-то еще будет использовать их передачи с коммерческой целью.

Виолетта Лунёва, собкор газеты

Источник: http://chp.com.ua/newspaper-news/item/19194-kto-i-komu-dolzhen-platit-za-ispolzovanie-muzyikalnyih-proizvedeniy

Отчисления за публичное исполнение фонограмм или любой труд должен быть вознагражден

Кому платить за авторское право?

Недавно, к нам обратились наши клиенты с просьбой о помощи. Cуть заключалась в следующем: на имя генерального директора ООО пришло официальное уведомление от Всероссийской Организации Интеллектуальной Собственности (далее по тексту – ВОИС) о необходимости заключения с ними договора на выплату вознаграждения за публичное исполнение фонограмм, опубликованных в коммерческих целях.

Клиент хотел понять, что это за «зверь» и откуда у него такие полномочия? Как с ним бороться, а главное, стоит ли? Разбирается юрист Rush Agency — Мария Скрипова.

По порядку

Рестораны, торговые площадки или в принципе любые предприятия сферы развлечений не представляют свою деятельность без музыкального сопровождения. Но не все так просто, в частности, за публичное исполнение фонограмм, опубликованных в коммерческих целях придется заплатить.

Что понимается под «фонограммой» и «публичным исполнением фонограмм»?

По смыслу пп.2 п.1 ст.1304 ГК РФ «фонограммой» является любая исключительно звуковая запись исполнений или иных звуков либо их отображений, за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение. А в соответствии с пп.8 п.2 ст.

1307 ГК РФ «публичное исполнение записи исполнения» – это любое сообщение записи с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается запись в месте ее сообщения или в другом месте одновременно с ее сообщением.

Необходимо ли получать разрешение на публичное исполнение фонограмм?

Несмотря на то, что исполнения и фонограммы в соответствии со ст. 1225 ГК РФ являются охраняемыми законом объектами интеллектуальных прав и по общему правилу ГК РФ устанавливает запрет на использование результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации без согласия правообладателя, в п.1 ст.

1326 ГК РФ предусмотрено исключение, а именно: «публичное исполнение фонограммы, опубликованной в коммерческих целях», а также ее сообщение в эфир или по кабелю допускается без разрешения обладателя исключительного права на фонограмму и обладателя исключительного права на зафиксированное в этой фонограмме исполнение, но с выплатой им вознаграждения.»

Следовательно, разрешение на публичное исполнение фонограмм не требуется, но заплатить вознаграждение правообладателям придется.

Кому платить вознаграждение? Что такое ВОИС? РАО и ВОИС – в чем разница?

Законодатель наделяет такими полномочиями аккредитованную организацию по управлению коллективными правами – ВОИС. (в случае с коллективным управлением авторскими правами аккредитованной организацией является Российское Авторское Общество – далее по тексту – РАО).

Статьей 1242 ГК РФ предусмотрена возможность создания основанных на членстве некоммерческих организаций, способствующих реализации авторских и смежных прав, когда их осуществление обладателями авторских и смежных прав в индивидуальном порядке затруднено или в случаях, когда ГК РФ допускает использование объектов авторских и смежных прав без согласия обладателей соответствующих прав, но с выплатой им вознаграждения.

ВОИС – является примером организации, созданной для практической реализации смежных прав* исполнителей и изготовителей фонограмм. К тому же, с 2009 года ВОИС имеет государственную аккредитацию, предусмотренную ст. 1244 ГК РФ, а именно по пп. 5-6 п. 1 ст. 1244 ГК РФ, а значит и широкий спектр полномочий, в пределах, установленных законодательством РФ.

Следует отметить, что наличие государственной аккредитации у ВОИС не исключает возможности создания подобных организаций, которые напрямую сотрудничают с правообладателями и осуществляют коллективное управление их смежными правами.

Но! В силу ГК РФ, ВОИС в отличие от других организаций может представлять в судах интересы неопределенного круга правообладателей. Для этого ей не требуется заключать договоры напрямую с каждым из них.

Актуальным остается вопрос о том: кому платить – РАО или ВОИС? Ответ тут очень прост – и тем и другим. Заключать договоры нужно с двумя организациями, т.к.

РАО осуществляет коллективное управление правами авторов произведений, а ВОИС правами исполнителей и изготовителей фонограмм.

В нашем случае, речь идет о получении уведомления от ВОИС в части публичного исполнения фонограмм, но это абсолютно не говорит о том, что при заключении договора с ВОИС вы освобождаетесь от уплаты вознаграждения авторам используемых вами произведений.

*Смежные права – интеллектуальные права на результаты исполнительской деятельности (исполнения), на фонограммы, на сообщение в эфир или по кабелю радио- и телепередач (вещание организаций эфирного и кабельного вещания), на содержание баз данных, а также на произведения науки, литературы и искусства, впервые обнародованные после их перехода в общественное достояние (легальное определение смежных с авторскими прав дается в п.1 ст.1303 ГК РФ).

Размер и распределение полученного вознаграждения

Чтобы избежать ответственности за нарушение законодательства в этой сфере, пользователю (тот, кто публично исполняет фонограммы) после получения подобного уведомления необходимо заключить договор с ВОИС.

Именно в договоре прописываются сроки выплаты и размер вознаграждения, который по большей части зависит от специфики бизнеса и может включать в себя как основные, так и дополнительные платежи, порядок и сроки предоставления отчетности пользователя об использовании фонограмм.

Образцы договоров и полный перечень ставок для расчета вознаграждений находится в открытом доступе на официальном сайте ВОИС.

При определении размера вознаграждения ВОИС принимает во внимание критерии, установленные в п.4 «Правил сбора, распределения и выплаты вознаграждения исполнителям и изготовителям фонограмм за использование фонограмм, опубликованных в коммерческих целях», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 № 988, а именно:

  1. минимальные ставки авторского вознаграждения за публичное исполнение произведений и за сообщение произведений в эфир, а также за сообщение произведений по кабелю;
  2. является ли использование фонограмм основным видом деятельности для плательщика или не является;
  3. платность или бесплатность входа для слушателей (посетителей);
  4. размер вознаграждения, который при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичное использование фонограмм, в том числе за рубежом.

Что касается распределения полученного вознаграждения, то данные полномочия так же возложены на ВОИС:

  1. 50% выплачивается исполнителям,
  2. оставшиеся 50% – изготовителям фонограмм.

При этом, между конкретными исполнителями и изготовителями фонограмм вознаграждение разделяется пропорционально фактическому использованию соответствующих фонограмм.

Ответственность за бездоговорное публичное исполнение фонограмм

В ч.1 ст.7.

12 Кодекса об Административных правонарушениях РФ (далее по тексту – КОАП РФ) предусмотрена ответственность за нарушение авторских и смежных прав, а именно: «ввоз, продажа, сдача в прокат или иное незаконное использование экземпляров произведений или фонограмм в целях извлечения дохода в случаях, если экземпляры произведений или фонограмм являются контрафактными в соответствии с законодательством Российской Федерации об авторском праве и смежных правах либо на экземплярах произведений или фонограмм указана ложная информация об их изготовителях, о местах их производства, а также об обладателях авторских и смежных прав, а равно иное нарушение авторских и смежных прав в целях извлечения дохода», которая влечет наложение административного штрафа:

  1. на физических лиц от 1 500 до 2 000 рублей с конфискацией контрафактных экземпляров произведений и фонограмм, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения, и иных орудий совершения административного правонарушения;
  2. на должностных лиц – от 10 000 до 20 000 рублей с конфискацией контрафактных экземпляров произведений и фонограмм, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения, и иных орудий совершения административного правонарушения;
  3. на юридических лиц – от 30 000 до 40 000 рублей с конфискацией контрафактных экземпляров произведений и фонограмм, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения, и иных орудий совершения административного правонарушения.

Важно! Даже в случае, если основной целью публичного использования фонограммы не является получение прибыли (иными словами, пользователь не берет плату за вход в свое заведение), то заплатить штраф все равно придется. На этот счет ВОИС дает разъяснение, что неполучение прибыли из использования фонограмм не освобождает от ответственности по ч.1 ст.7.12 КОАП РФ.

Но и это еще не все. ГК РФ регламентирует ответственность за нарушение исключительного права на объекты смежных прав. Правообладатель может потребовать от нарушителя компенсацию в размере:

  1. от 10 000 рублей до 5 000 000 рублей, определяемом по усмотрению суда;
  2. в двукратном размере стоимости экземпляров фонограммы или в двукратном размере стоимости права использования объектов смежных прав, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование такого объекта.

Важно! Нужно иметь в виду, что привлечение к административной ответственности не исключает наступления гражданско-правовой.

А это значит, что помимо штрафа и конфискации контрафактных экземпляров произведений и фонограмм, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения, вы можете стать ответчиком по делу, связанному с выплатой компенсации правообладателю.

Как правообладатели узнают, что вы нарушили их права?

Сложно себе представить, что исполнители и изготовители фонограмм обивают пороги заведений с целью получения вознаграждения за свой труд. А вот тем, что к нарушителям наведываются представители ВОИС с предложением о заключении договора уже никого не удивить.

В случае, если заведение не идет на так называемый «контакт» и не имеет договоров с другими аналогичными организациями, то ВОИС, как правило, поступает следующим образом: подает иск в суд о взыскании компенсации в пользу правообладателя и/или же передает информацию в правоохранительные органы, а те в свою очередь, фиксируют факт нарушения и направляют материалы в суд для привлечения к ответственности по ч.1 ст.7.12 КОАП РФ.

Судебная практика

1) Административная ответственность.

Например, постановление по делу об административном правонарушении № 5-692/2017 Серпуховского городского суда МО от 28 ноября 2017 года.

Юридическое лицо, являющееся рестораном, проигрывало в своем зале фонограммы, не имея договора на выплату вознаграждения правообладателям с ВОИС, за что и было оштрафовано на 30 000 рублей с конфискацией технических средств, с помощью которых осуществлялось неправомерное публичное исполнение фонограмм.

Источник: https://www.rush-agency.ru/blog/article/otchisleniya-za-publichnoe-ispolnenie-fonogramm-ili-ljuboj-trud-dolzhen-byt-voznagrazhden/

Авторское право: кому платить за музыку?

Кому платить за авторское право?
Категория: Новости

“Платить за музыку – естественно!”  Нельзя с этим тезисом не согласиться, но не понятно кому именно “естественно” перечислять средства за использование музыкальных произведений, – об этом идет речь в материале UBR.

Что касается объектов авторского права, то плата за их использование в соответствии с украинским законодательством может осуществляться или правообладателям или организациям коллективного управления (далее – ОКУ). Каким же именно организациям должны платить владельцы предприятий общественного питания и других заведений?

Часть первая статьи 47 ЗУ “Об авторском праве и смежных правах” (далее – Закон) говорит о том, что субъекты авторского права и (или) смежных прав могут поручать управление своими имущественными правами организациям коллективного управления.

В свою очередь, полномочия на коллективное управление имущественными правами передаются организациям коллективного управления авторами и другими субъектами авторского права и (или) смежных прав на основании договоров, заключенных в письменной форме (ч. 3 ст. 48 Закона).

Согласно ч. 5 ст. 48 Закона, на основе полученных полномочий организации коллективного управления предоставляют любым лицам путем заключения с ними договоров неисключительные права на использование объектов авторского права и (или) смежных прав.

Но не понятно как именно владельцы различных заведений должны определять именно то ОКУ, у которого есть письменные договоры с авторами и правообладателями, произведения которых звучат в помещении. То есть, на сегодняшний день любое ОКУ может прийти и требовать заключить договор именно с ним, имея в управлении каталог из десяти музыкальных произведений.

Этот недостаток законодательства развязывает руки недобросовестным организациям, которые были созданы не для представительства интересов авторов и правообладателей, а для вымогательства денежных средств с пользователей.

На сегодняшний день эти организации громче всех выкрикивают лозунги о защите авторских прав, размещая ложную информацию на своих сайтах и ??вводя в заблуждение рядовых пользователей о наличии у них полномочий на заключение соответствующих договоров.

Следовательно, никакой предприниматель не застрахован от того, что заключив договор с ОКУ он использует музыкальные произведения на законных основаниях, так как ОКУ не имеет возможности предоставить разрешение на использование произведений, права на которые не были переданы ему в управление.

И все было бы более-менее понятно, если бы не ч. 2 ст.

49 Закона, которая наделяет субъектов авторского права и (или) смежных прав, которые не передавали организациям коллективного управления полномочий на управление своими правами, в том числе по сбору вознаграждения, правом требовать от организаций коллективного управления, которые такое вознаграждение за использование их произведений и объектов смежных прав собрали, выплаты этого вознаграждения, а также требовать исключения своих произведений и объектов смежных прав из разрешений на использование, предоставляемых организациями коллективного управления путем заключения договоров с лицами, использующими эти объекты.

То есть, согласно ч. 3, 5 ст. 48 Закона ОКУ должны заключать письменные договоры с авторами и правообладателями и действовать согласно переданных им полномочий, а согласно ч. 2 ст. 49 Закона авторы и правообладатели, которые не заключали никаких договоров с ОКУ, имеют право получить деньги и изъять свои права, которые они, кстати, никому не передавали.

Не понятно – ч. 2 ст.

49 Закона позволяет ОКУ собирать денежные средства за использование произведений без заключения письменных договоров с правообладателями или авторами этих произведений (что, между прочим, противоречит изложенным выше законодательным нормам)  либо устанавливает право этих авторов и правообладателей получить от ОКУ неправомерно полученное вознаграждение и изъять неправомерно переданные произведения?

Учитывая, что законодатель обязал ОКУ заключать письменные договоры с правообладателями и авторами и осуществлять свою деятельность только на их основании, можно сделать вывод, что ч. 2 ст.

49 Закона предоставляет право таким правообладателям и авторам изымать свои произведения именно из неправомерного управления. К тому же, ч. 2 ст.

49 Закона устанавливает именно право авторов и правообладателей совершить определенные действия в случае, если ОКУ получило денежные средства за использование произведений, которых у него нет в управлении, а не право ОКУ на безосновательный сбор вознаграждения и заключение договоров.

Если все же предположить, что ОКУ наделены правом осуществлять сбор вознаграждения за использование произведений, управление правами на которые они не получили, тогда не понятно как быть правообладателям, которые не хотят иметь дело с каким-то определенным недобросовестным ОКУ, которое не желает, например, отдавать деньги их настоящим владельцам? И каким образом правообладатель такое ОКУ может проверить, ведь ответ на все запросы всегда один – все законно, нарушений нет, денег за ваши произведения не собрали, или, если собрали, то очень мало. Еще бы, себе же надо что-то оставить!

Где-то законодатели недоработали, на мой взгляд, поскольку закон не должен быть как дышло, куда повернешь – туда и вышло. Он, закон, в первую очередь должен вносить ясность и не допускать разночтений, тем более давать возможность всевозможным службам и управлениям давать разъяснения, которые нужны определенным компаниям.

Служба интеллектуальной собственности на сегодняшний день не утруждает себя ответами на такие вопросы, так что каждый находит для себя удобные и выгодные ответы. В зависимости от ситуации одними и теми же нормами закона можно называть свою деятельность вполне законной, а в других – такую же деятельность других компаний – противоправной.

Удобно, не правда ли?

Источник: http://pravoknigi.ru/novosti/131-novosti/3719-avtorskoe-pravo-komu-platit-za-muzyku.html

Авторское вознаграждение за использование произведений: кому и как платить?

Кому платить за авторское право?

Дискуссионный интернет – проект «Актуальные проблемы права» провел круглый стол с участием ведущих юристов, специалистов в области авторского и смежного права. 

Круглый стол, организованный порталом Zakon.kz затронул не просто проблемы, а именно в сфере коллективного управления. Как отметил модератор круглого стола Дмитрий Братусь, страсти по этой актуальнейшей теме, судя по публикациям в СМИ, постепенно  нагнетаются, и предложил разобраться в причинах. 

Дмитрий Братусь отметил противоречивость международных тенденций: «С одной стороны, мы наблюдаем явное желание ВТО ограничить свободу использования объектов (прим.- аудиовизуальные призведения).

С другой стороны, иная динамика «раскручивается» в рамках Европейского Союза: пользователям соцсетей предоставляется больше возможностей, вводятся мультитерриториальные лицензии для интернета, появляются так называемые сиротские произведения, в европейских судах все увереннее отстаивается право на свободный доступ к культурным ценностям и так далее. Куда двигаться Казахстану: по линии ВТО или по линии ЕС? Свой «особый» путь не может быть вырван из международного контекста». 

Президент Частного учреждения «Некоммерческая организация по защите авторских и смежных прав «Аманат» Любовь Балмагамбетова отметила, что наше законодательство предусматривает возможность использовать произведения без согласия правообладателя, но с уплатой вознаграждения через организации по коллективному управлению (ОКУ). По ее мнению, для полноценной защиты интеллектуальных прав, необходимо расширить полномочия ОКУ. Г-жа Балмагамбетова обозначила еще одну проблему: во всех конвенциях об избежании двойного налогообложения казахстанские   исполнители отнесены к спортсменам, понятия смежного права здесь вообще нет.

Дмитрий Братусь привел пример из законопроектной практики нашего Парламента и Правительства. В скором будущем предполагается запретить ввоз в Казахстан воспроизводящего оборудования и носителей до того момента, пока импортер не предъявит таможенному органу договор об уплате вознаграждения, заключенный с ОКУ.

Это благо или зло? Любовь Балмагамбетова считает это благом. Норма об уплате вознаграждения за импорт техники и носителей давно прописана в нашем законе, но не работает.

Дмитрий Братусь выразил опасение: Казахстан не производит такие технологические средства, поэтому либо окажется в вакууме, либо, как обычно, поставщики переложат свои проблемы на потребителей, цены опять вырастут, чистый доход уйдет импортеру.

Другая ненормальная ситуация, со слов г-на Братуся,  в холле, номерах гостиницы имеются телевизоры – они легально введены в оборот, законно приобретены. И вдруг такому «пользователю» предлагают уплатить авторское вознаграждение за сам факт обладания техникой.

Предприятия сферы услуг пытаются возражать: вознаграждение уже оплачено телевизионной компанией, кабельным оператором. Телевизор используется собственником и его клиентами по прямому назначению. Плата за просмотр телевизионных программ отдельно не взимается. Если, предположим, телевизор будет убран, на стоимости проживания это не отразится.

Конституция гарантирует право на свободное получение информации. Эта позиция вызвала шквал возражений участников дискуссии. 

Любовь Балмагамбетова: «Ретрансляция – особый способ использования. Если телекомпания соглашается уплачивать вознаграждение за ретрансляцию, и это прямо закреплено в договоре между ней и ретранслирующей организацией, то никаких претензий к кабельному оператору быть не может». 

Зав. кафедрой гражданского права и директор Института гражданско-правовых исследований КазГЮУ Толеш Каудыров дополнил: «Кабельные операторы сравнивают себя с почтальонами, которые при доставке корреспонденции ничего не отчисляют авторам. Такое сравнение попросту нелогично.

Скажите мне, что конкретно использует почтальон? Он даже не догадывается о содержимом отправления. И потом давайте не будем путать право на вещь с правом на использование произведения. Сообщение в эфир – это один способ использования, ретрансляция сигнала – другой, публичный показ – третий и так далее.

За каждый способ использования должно быть уплачено вознаграждение. Это закон». 

Любовь Балмагамбетова: «Гостиницы обязаны платить за публичное распространение. Здесь нет никакой двойной или тройной оплаты за одно и то же, Каждый осуществляет свое право и платит за это авторское вознаграждение».

К этому мнению присоединился генеральный директор республиканского  общественного объединения «Авторское Общество «Абырой» Бауржан Айдарбеков: «Абсолютно согласен с Любовь Юрьевной. В законе ясно написано, авторское вознаграждение должно применяться за каждый вид использования.

Если кабельный оператор сообщает по кабелю, он оплачивает за свой вид использования. Если гостиница через телевизор публично исполняет, то платит за публичное исполнение. Думаю, здесь все логично». 

– Здесь блок вопросов, – заметил  Дмитрий Братусь. – Кого признавать пользователем – гостиницу или определенного телезрителя? Говорил и продолжаю утверждать, организация использования и само использование – разные вещи. К сожалению, наш закон эти понятия объединяет.

Заметьте, плата должна взиматься не за включение телевизора и не за просмотр всех телепередач, а за использование очень ограниченного перечня объектов интеллектуальных прав. Казахстанские общества по коллективному управлению, в частности, уполномочены работать только по фонограммам, плата же ими взимается как бы за все телепередачи.

Кто учитывает, какое время, и каким образом телевизор функционирует в холле, в номере? Получается банальный вывод: проще всего вообще не применять данную технику. Сейчас многие администраторы гостиниц так и делают. Есть телевизор, но он не функционирует.

Возмутительны провокации со стороны некоторых ОКУ – приходят с проверкой, маскируются под рядовых посетителей, просят включить ту или иную программу, поставить ту или иную мелодию, фиксируют факт «неправомерного использования», который затем предъявляют в качестве доказательства. Как говорится, не мытьем, так катаньем. Пользователь становится виноват по определению.

Не потому, что использует произведение (он его не использует, его спровоцировали на это при фиксации «доказательств»), а потому, что он – гостиница, бар, ресторан, кафе и так далее. Вам ли этого не знать, уважаемые руководители авторских обществ? 

Внес свою лепту в разгоревшуюся дискуссию и Генеральный директор компании «ЮрИнфо» Игорь Лоскутов. Сначала он обратил внимание на большую условность телевизора при наличии в гостинице Wi-Fi. Потом подметил:

–  Пользователи нашего юридического  форума тоже часто  спрашивают, а где пределы тех случаев, когда авторские общества имеют право требовать плату за использование авторских прав в той или иной форме?  К примеру, в салоне бытовой техники, в  магазине стоят телевизоры, показывают телепередачи.

Они должны платить? Водитель в общественном транспорте включил музыку,  должен ли его хозяин платить за эту музыку? Человек в офисе включил радио,  сотрудники слушают. Должна ли компания платить за  это? Я в окно  выставил радиоприемник, весь дом слушает эту музыку.

Ко мне могут быть претензии? Есть ли здесь пределы, когда что-то можно использовать бесплатно?

Толеш Каудыров ответил, пределы свободного использования, без согласия автора и даже без уплаты вознаграждения, установлены законом об авторском праве. Обратите внимание на статьи 18-26. Но, повторяю, по общему правилу, если ваш случай не подпадает под установленные законом исключения, за каждый способ использования произведения уплачивается вознаграждение.

Юрист алматинского офиса международной юридической фирмы «Бейкер и Макензи» Нургуль Абдреева высказала свое мнение:

–  Если говорить о телевизоре, поставленном в холле гостиницы… Что такое практическое применение произведения, которое транслируется по телевизору? Это, к примеру, смотреть фильм или слушать песню и так далее. Но гостиница не смотрит телевизор и не  слушает песню. Гостиница публично сообщает произведение.

То есть действия гостиницы под практическое применение положений, составляющих произведение, не подпадают. Практически применяет тот человек, который сидит перед телевизором и смотрит фильм. Гостиница не человек. Действия  гостиницы заключаются в публичном сообщении этого произведения, а не в его практическом применении.

Поэтому я соглашусь со всеми предыдущими выступающими, что в данном случае гостиница должна платить. В случае с «Алма ТВ» речь шла о вознаграждении за сообщения по кабелю, а в случае гостиницы идет речь о вознаграждении за публичное сообщение этого произведения.

Но действия гостиницы опять-таки нельзя рассматривать как действия по практическому применению положений  произведения.  

И все же, – спросил Игорь Лоскутов, – есть ли пределы случаев для взимания авторских вознаграждений или нет? Автопарк не слушает радиопередачи, музыку слушает конкретный водитель и это является как бы его конкурентным преимуществом – пассажирам нравится ездить в таком транспорте и они ездят.

Или в офисе ставят музыку, и она благотворно влияет на  сотрудников, они лучше работают. Или на ферме включили классическую музыку, буренки слушают, повышаются надои молока… Во всех подобных случаях есть некая предпринимательская выгода.

Можно ли все это подвести под коммерческое использование? Есть ли для этого основания в законе, определение – коммерческое использование или некоммерческое использование?

На взгляд Дмитрия Братуся, произведение считается использованным, независимо от того, реализовано оно с целью извлечения дохода или без такой цели.

По мнению Любови Балмагамбетовой, ответ здесь простой. «В законе об авторском праве и смежных правах есть конкретное понятие «публичное исполнение» и в рамках этого понятия все, кто туда подпадает, должны платить.

Здесь написано, что это «исполнение произведения посредством декламации, игры, танцем или каким-либо иным образом, в том числе с помощью технических средств в местах, где присутствуют или могут присутствовать лица, не являющиеся членами семьи», – подвела черту участница круглого стола. 

Полная стенограмма круглого стола “Актуальные проблемы авторского права и смежных прав в сфере коллективного управления”. 

Торгын Нурсеитова

Больше новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

Источник: https://www.zakon.kz/4609829-avtorskoe-voznagrazhdenie-za.html

Адвокат-online
Добавить комментарий