Могу ли я использовать фотографии, скачанные из интернета, для получения прибыли?

Авторское право на изображения: откуда брать картинки, чтобы не нарушить закон | Статьи SEOnews

Могу ли я использовать фотографии, скачанные из интернета, для получения прибыли?

21 Января 2019 года, 11:17

Если вас привлек заголовок, значит вам знакома эта проблема: есть текст, к нему нужна картинка, понятно, какая и где ее взять, но нет уверенности, что за это ничего не будет.

Чтобы прервать порочный круг этих размышлений и наконец выбрать иллюстрацию к статье, предлагаем разобраться в основах авторского права в Рунете в отношении изображений.

Пойдем по следующему плану:

  • Что такое авторское право и что будет, если его не соблюдать
  • Как все сделать правильно: лицензии
  • Типы лицензий Creative Commons
  • Общественное достояние
  • Откуда брать картинки, чтобы не нарушить при этом закон

Что такое авторское право и что будет, если его не соблюдать

Для тех, кто любит теорию, небольшая справка.

В Гражданском кодексе РФ под авторскими правами понимают интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства. По закону автор произведения имеет исключительное право на произведение, на его обнародование и неприкосновенность. Также авторские права включают право авторства и право автора на имя.

Подробнее об авторском праве рассказано в главе 70 Гражданского кодекса РФ.

Если говорить просто, то автор произведения (в нашем случае изображений) может по своему усмотрению воспроизводить, распространять, изменять его и передавать права на него другим лицам. Плюс – у автора есть ряд неотчуждаемых прав, таких как право называться автором произведения, право размещать произведение под своим именем, псевдонимом или анонимно.

Несерьезное отношение к правам автора может повлечь за собой серьезное наказание.

Так, за плагиат, причинивший крупный ущерб (от 50 000 рублей) автору или правообладателю, Уголовным кодексом РФ предусмотрено наказание в виде штрафа в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода нарушителя за период до 18 месяцев, либо обязательных работ на срок до 480 часов, либо исправительных работ на срок до одного года, либо ареста на срок до шести месяцев. А незаконное использование объектов авторского права или смежных прав может закончиться таким же штрафом, обязательными работами или арестом, но уже на срок до двух лет. Если же ущерб от нарушения авторских прав составляет в сумме менее 50 000 рублей, то применяется административная ответственность.

Как все сделать правильно

Все эти юридические условия звучат непонятно и местами пугающе. Но на самом деле значительную часть контента можно спокойно использовать, главное – соблюдать условия, предписанные лицензией. Дальше посмотрим, какие виды лицензий существуют и в чем их отличие.

Чаще всего условия использования контента прописаны на сайте, где размещены изображения. К тому же есть распространенные лицензии, обозначающие права использования разного рода контента:

  • Лицензия свободной документации GNU (GNU Free Documentation License) – это лицензия для свободного программного обеспечения, разработанная Фондом свободного ПО. GNU FDL позволяет воспроизводить, распространять и изменять программное обеспечение, но только при условии присвоения всем производным работам аналогичной лицензии.
  • Лицензия Free Art (License Art Libre) – аналогичная лицензия, но ориентированная на распространение произведений искусства.
  • Creative Commons – самая популярная лицензия, охватывающая любые виды контента.

Именно на тип лицензии Creative Commons стоит обращать внимание при поиске изображений, поэтому сконцентрируемся на ней.

Типы лицензий Creative Commons

  • CC BY (Attribution) – «С указанием авторства» – самая свободная лицензия. Изображения с этой лицензией можно распространять, изменять и использовать даже в коммерческих целях при условии, что указан автор.
  • CC BY-SA (ShareA) – «Распространение на тех же условия – Копилефт» – позволяет распространять, изменять и использовать изображения в коммерческих целях, но при условии указания авторства и лицензирования всех измененных/созданных изображений на аналогичных условиях. Эту лицензию часто сравнивают с бесплатными лицензиями программного обеспечения с открытым исходным кодом.
  • CC BY-ND (NoDerivs) – «С указанием авторства – Без производных» – этот тип лицензии допускает коммерческое и некоммерческое использование изображений с указанием авторства, но запрещает любые изменения, включая перевод текстов, добавление подписей и проч.
  • CC BY-NC (NonCommercial) – «С указанием авторства – Некоммерческая» – разрешает использовать, распространять и изменять изображения, но только в некоммерческих целях и с указанием автора. Лицензировать производные работы не обязательно.
  • CC BY-NC-SA (NonCommercial-ShareA) – «С указанием авторства – Некоммерческая – Копилефт» – дает возможность изменять и распространять изображения при условии, что у них указан автор, а все измененные или отредактированные изображения обладают аналогичной лицензией.
  • CC BY-NC-ND (NonCommercial-NoDerivs) – «С указанием авторства – Некоммерческая – Без производных» – самая строгая из шести основных лицензий. Она позволяет загружать изображения и делиться ими с указанием авторства, но запрещает любые изменения и использование в коммерческих целях.
  • CC0 (Creative Commons Zero) позволяет владельцам и создателям контента отказаться от авторских прав на свои произведения, в результате другие люди могут абсолютно свободно использовать их произведения для любых целей и без каких-либо ограничений.

Если контент на сайте размещен под лицензией Creative Commons, то внизу страницы или на самих произведениях будет размещен маркер конкретной лицензии. Примеры иконок можно посмотреть здесь.

Общественное достояние

Еще одна категория, о которой необходимо знать, это «Общественное достояние» (Public Domain). Произведения науки, литературы или искусства переходят в общественное достояние после прекращения действия исключительного права, независимо от того были они обнародованы или нет.

Согласно Гражданскому кодексу, контент, являющийся общественным достоянием, могут использовать и распространять все без ограничения, но это не отменяет неимущественных авторских прав, таких как авторство, на имя автора и неприкосновенность произведения.

Так, дополнять, сокращать или комментировать работы, являющиеся общественным достоянием, без согласия автора или его правопреемников нельзя. А в силу Бернской конвенции предоставляется также и право на защиту репутации автора.

При работе с изображениями, являющимися общественным достоянием, важно убедиться, что оно находится в этой категории во всех юрисдикциях.

Например, бывает, что изображение у нас в общественном достоянии, а в США – нет. Если нет уверенности, что изображение в общественном достоянии – нужно дополнительно проверять, чтобы себя обезопасить, – отмечает в своей колонке на VC фоторедактор BigPicture.ru Никита Евдокимов.

«Сделай сам»

Идеальный вариант – когда в штате есть фотограф и дизайнер. Главное – не забыть прописать в трудовом договоре, кому принадлежат права на работы. Можно заключить договоры с несколькими фотографами или дизайнерами на аутсорсе и, если повезет, можно договориться о бесплатном использовании их контента.

Создавать изображения можно и без участия специально обученных людей с помощью инструментов для непрофессионалов. Например:

  • Canva,
  • Pixlr,
  • PickMonkey,
  • Easelly,
  • Quotescover.

Платные и бесплатные фотобанки

Какой бы фотосток вы ни выбрали, вы вряд ли будете единственным, кто использовал это изображение. Тем не менее в базах больших фотобанков можно найти изображение практически для любых целей, главное – внимательно прочитать условия лицензии. К тому же фотобанки иногда грешат тем, что используют картинки без ведома авторов, поэтому выбранные изображения все же стоит проверить в Google.

Вот несколько бесплатных источников изображений с большой базой:

В условиях лицензии на Pexels, Unsplash, Pixabay и ISO Republic сказано, что изображения можно использовать в коммерческих и некоммерческих целях без указания автора или площадки (хотя при возможности это приветствуется).

Но нужно помнить и учитывать, что на фото могут присутствовать известные бренды с зарегистрированными товарными знаками, а также частные здания, принадлежащие компаниям с правами на их изображение и собственность.

Такие изображения могут не подойти для некоторых видов коммерческого использования.

Блага общественного достояния

Большой список площадок с изображениями, находящимися в общественном достоянии, есть здесь. Об особенностях этого типа изображений писали выше.

Социальные медиа

Изображения и GIF из Instagram, Tumblr или можно использовать для некоммерческих целей с помощью функции «Встроить». Перед тем как вставить фрагмент, внимательно прочитайте условия: важно, чтобы вы не нарушали правила соцсети.

Поиск Google

В Google Картинках есть расширенный фильтр, позволяющий выбрать нужную лицензию. Один из самых свободных вариантов – «с лицензией на использование и изменение». Но, выбрав картинку, все-таки стоит перейти на сайт-источник.

***

Авторское право – та область, о которой рядовой специалист из сферы маркетинга не всегда задумывается.

И напрасно, ведь при невнимательном отношении несоблюдение норм может обернуться серьезными штрафами.

В то время как следовать простым правилам довольно легко: достаточно просто соблюдать условия лицензий. Боитесь забыть нюансы? Тогда сохраняйте статью в закладки или расшаривайте в соцсетях.

Источник: https://www.seonews.ru/analytics/avtorskoe-pravo-na-izobrazheniya-otkuda-brat-kartinki-chtoby-ne-narushit-zakon/

Добросовестное использование

Могу ли я использовать фотографии, скачанные из интернета, для получения прибыли?

Добросовестное использование – это юридическое понятие, согласно которому в некоторых ситуациях можно повторно использовать материалы, защищенные авторским правом, не получая специальное разрешение от правообладателя. Примеры такого использования можно найти в приведенных ниже видео.

В каждой стране понятие “добросовестное использование” трактуется по-своему. Например, в США чужой контент можно без разрешения подвергать творческой переработке для создания роликов с пояснениями, обзоров, научных и обучающих видео, а также новостных сюжетов.

Если вы без разрешения включили в свое видео чужой контент и не до конца уверены, допустимо ли это в вашем случае, проконсультируйтесь с юристом. Это позволит вам избежать правового конфликта и судебного разбирательства.

В США факт добросовестного использования определяет судья, оценивая каждый конкретный случай по четырем критериям.

1. Как и для чего используются материалы, например в образовательных целях или для получения дохода.

Обычно суды проверяют, носит ли работа производный характер, то есть изменен ли исходный замысел и содержание, или же контент был просто скопирован. Скорее всего, использование в коммерческих целях не будет считаться добросовестным, хотя есть способы получать прибыль от такого видео, не нарушая ничьих прав.

2. Какова суть работы, защищенной авторским правом.

Если исходный материал основан на общеизвестных фактах, а не является художественным вымыслом, то его использование в производной работе вполне может быть признано добросовестным.

3. Размер и значимость использованного фрагмента относительно всей работы, защищенной авторским правом.

Если заимствован лишь небольшой фрагмент, такое использование скорее будет признано добросовестным, чем если вы скопировали значительную часть исходного произведения. Однако если в отрывке заключена основная идея исходной работы, то суд может встать на сторону правообладателя.

4. Результат использования защищенных материалов для потенциального рынка или доходов правообладателя.

Использование исходного произведения обычно не расценивается как добросовестное, если в результате правообладатель потерял прибыль. Впрочем, когда дело касается пародий, возможны исключения.

Существует ошибочное мнение, что добавив несколько “волшебных” слов, можно автоматически перевести видео в категорию роликов, не нарушающих принципы добросовестного использования. На самом же деле это ничего не гарантирует. Суд рассматривает каждый случай в индивидуальном порядке с учетом всех описанных выше критериев. Вот некоторые распространенные мифы:

Миф № 1. Если я упомяну владельца авторских прав, то принципы добросовестного использования будут соблюдены.

Как вы могли заметить, когда суд рассматривает дело о добросовестном использовании, он обращает внимание на то, как вы изменяли чужой контент.

Даже если вы упоминаете авторов исходных работ, прямое копирование все равно не допускается.

Например, фразы “все права принадлежат автору” и “я не являюсь владельцем” не означают, что вы добросовестно используете материал или получили разрешение владельца на его использование.

Миф № 2. Если я опубликую информацию об условиях предоставления видео, такое использование будет добросовестным.

Мы уже отмечали, что нет таких волшебных слов, которые это сделают. Если в описании видео вы упомянули критерии добросовестного использования или написали, что все права остаются у создателя исходного материала, это не защитит вас от обвинения в нарушении авторских прав.

Миф № 3. Публикация материалов в развлекательных или некоммерческих целях – это всегда добросовестное использование.

Разумеется, суд учтет, с какой целью вы используете чужие материалы, но при этом рассмотрит и остальные три критерия. Заявление о том, что загруженный вами контент предназначен “только для развлекательных целей” или “некоммерческого” использования, само по себе не защитит вас при проверке добросовестности использования.

Миф № 4. Чтобы использование чужих материалов считалось добросовестным, достаточно добавить в них свой контент.

Даже если вы “разбавите” чужой контент своим, это ещё не гарантирует, что вы не нарушите принцип добросовестного использования. Особенно если ваши фрагменты не изменяют смысл или идею оригинала. Как мы уже упоминали, при рассмотрении дела суд будет учитывать все четыре фактора.

Нередко правообладатели забывают о существовании принципов добросовестного использования и просят нас удалить видео, в которых их контент используется без разрешения, но по всем правилам.

Если нам кажется, что проблем с роликом нет, мы просим владельца авторских прав проверить, действительно ли эти принципы нарушены.

Нам это удается не всегда, так как заявок поступает много, но мы делаем всё, что в наших силах.

А ещё для авторов, следующих принципам добросовестного использования, у нас есть специальная программа защиты. Ее условия таковы: если правообладатель потребует удалить ролик, защищенный , и подаст на вас в суд, мы компенсируем ваши судебные расходы в размере до одного миллиона долларов.

, которые уже защищены нашей программой, приведены выше. Пока что они доступны для просмотра только в США.

К сожалению, мы не можем предложить защиту всем, кто следует принципам добросовестного использования. Каждый год мы отбираем лишь несколько наиболее показательных видео. Стать участником программы может любой из авторов, но для этого он должен получить приглашение от нашего специалиста.

Помимо защиты мы стараемся помочь авторам и другими способами, например нередко просим правообладателей пересмотреть свои заявки. Мы даже восстанавливаем видео, которые были удалены несмотря на то, что авторы создали их в соответствии с принципами добросовестного использования. Вот несколько примеров:

  • с канала The Young Turks, в который в качестве иллюстрации были включены отрывки из рекламного ролика, вызвавшего негативную реакцию общественности.
  • Ролик с канала Secular Talk c фрагментом выступления политика Майка Хакаби, в котором он продвигает непроверенный метод лечения сахарного диабета.
  • Buffy vs Edward: Twilight Remixed — [original version], в котором сравнивается, как изображены женщины в двух подростковых фильмах про вампиров.
  • No Offense на канале NationForMarriage с высказыванием Переса Хилтона, которое демонстрирует агрессию сторонников однополых браков.
  • Political Payoffs And Middle Class Layoffs для педвыборной кампании Митта Ромни, в котором звучит отрывок из песни Эла Грина Let’s Stay Together в исполнении Барака Обамы.

Вернуться в раздел “Авторское право на ”

“,”author”:null,”date_published”:null,”lead_image_url”:null,”dek”:null,”next_page_url”:null,”url”:”https://www..com/intl/ru/about/copyright/fair-use/”,”domain”:”www..com”,”excerpt”:”Добросовестное использование – это юридическое понятие, согласно которому в некоторых ситуациях можно &”,”word_count”:33,”direction”:”ltr”,”total_pages”:1,”rendered_pages”:1}

Источник: https://www.youtube.com/intl/ru/about/copyright/fair-use/

Авторское право на фотографии

Могу ли я использовать фотографии, скачанные из интернета, для получения прибыли?

Каждый из нас задавался вопросом, «как опубликовать чужую фотографию, не нарушая авторских прав? А что делать, если мое фото разместили в социальных сетях, не получив согласия?» Не имеет значения, пересекается ли ваша профессиональная деятельность с журналистикой. Знать авторское право и уметь применять эти знания на практике сегодня должен каждый. Давайте рассмотрим часто задаваемые вопросы в данной сфере.

1. Нужно ли регистрировать авторские права?

Нет, в этом нет необходимости. Уже сам факт создания произведения делает вас полноправным автором. Согласно российскому законодательству, автором может быть исключительно физическое лицо, юридическое лицо является только правообладателем. Лицо, которое указано в качестве автора в оригинале произведения (или экземпляре) признается его автором, если не доказано иное.

2. Каждая ли фотография является объектом авторского права?

Все фотографии и иллюстрации (картинки, открытки, инфографики) являются объектами авторского права. Даже если фотография сделана некачественно (неумело завален горизонт), а на инфографике представлены недостоверные данные. Ст.

1259 ГК РФ прямо указывает: «Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения».

Верховный суд РФ дополняет данную норму, указывая, что «само по себе отсутствие новизны, уникальности или оригинальности результата интеллектуальной деятельности не может свидетельствовать о том, что такой результат создан не творческим трудом и, следовательно, не является объектом авторского права».

3. Что делать, если я хочу использовать в своей работе чужую фотографию, которую нашел в Интернете? Нужно ли искать автора?

Перед тем как использовать чужую фотографию в своей работе, необходимо связаться с автором и получить согласие на использование его работы. Именно такой порядок действий соответствует законодательству.

В случаях, когда найти автора не удается (а именно такая ситуация встречается чаще всего), юристы советуют использовать бесплатные стоки изображений (например, pixabay).

В лучшем случае, всегда можно прикрепить свои работы: будь то фотография или инфографика!

4. Какие права есть у авторов на свои фотографии?

Российским законодательством предусматривается три группы прав: личные неимущественные права, исключительные права на произведение, а также иные права (право на вознаграждение за использование служебного произведения).

5. Обязательно ли заключать письменный договор с автором на использование его фотографий?

Исходя из судебной практики, договором с автором произведения признается любая форма договоренности (переписка по e-mail, в мессенджерах, расписка). Главное, соблюсти обязательные условия:

  • В переписке необходимо определить предмет договора (конкретная фотография)
  • Цена договора (если использовании фотографии бесплатно, то это обязательно нужно прописать)
  • Срок, на который будут переданы авторские права (если не установлен конкретный срок, по общему правилу, фотографию можно использовать в течение 5 лет)
  • Территория действия (если не установлена конкретная территория, фотографию можно использовать на территории России).

Письменный договор рекомендуется заключить, если вы планируете заказать у фотографа серию снимков или целый репортаж для неоднократного и разнообразного использования.

6. Если в организации есть штатный фотограф, как регулируются вопросы авторского права в такой ситуации?

Если в редакции или компании есть свой фотограф, в таком случае правообладателем всех снимков является организация, а фотограф – автором. Можно публиковать служебные произведения без указания авторства, если такое право фотографа было прописано в трудовом договоре. То же касается использования фотографий после увольнения фотографа из организации.

7. Могу ли я использовать фотографию, если на ней нет знака копирайта?

«©» – всем знакомый символ? Копирайт – это знак охраны авторского права. Однако его отсутствие или наличие не влияет на порядок использования чужой фотографии. По сути, данный знак информирует пользователей о наличии у произведения автора. Однако если автор не поставит знак копирайта, это не лишает его исключительного права собственности на произведения.

Следует помнить, что удаление знака копирайта – это нарушение права на неприкосновенность произведения (ст. 1266 ГК РФ), за которое следуют штрафные санкции.

8. Достаточно, если указать имя автора или ссылку на страницу, чтобы использование фотографии стало законным?

Нет, подобные действия не спасают от нарушения авторских прав, однако снижают риск обращения автора в суд. Авторские права нарушаются в случае, когда СМИ или иная организация использует чужое произведения без согласия автора. Однако законом установлены ситуации, когда допускается свободное использование фотографий, подробнее в п. 13.

9. Может ли цель использования фотографии оправдать нарушение авторских прав?

Зачастую СМИ в спорах из-за использования чужого произведения заявляют, что фотографии были размещены в информационных целях. Согласно ст.

1274 ГК РФ, допускается свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях.

Однако нужно понимать, что для признания факта нарушения авторских прав вовсе не важно, с какой целью было размещено данное изображение.

Следует знать, что использование чужой фотографии в коммерческих целях является своего рода отягчающим обстоятельством. Это увеличивает размер компенсационных выплат собственнику изображения. Так что настоятельно не рекомендуется использовать чужое фото без согласия автора на сувенирной или иной продукции для дальнейшей продажи. 🙂

10. Как защитить свои права, если вы – автор?

Если вы занимаетесь фотографией и активно публикуете свои снимки в социальных сетях, не исключено, что однажды столкнетесь с подобной ситуацией: ваше изображение будет украшать статью какой-нибудь местной газеты.

В конце страницы, конечно, будут прописаны авторские права, но там не окажется ни вашей фамилии, ни ссылки на страницу в социальных сетях.

С одной стороны пробирает гордость, ваши труды оценены по достоинству и достигли уровня публикации в местной газете! Но с другой стороны, фотографии нагло скачаны и размещены без указания автора. Что же делать в такой ситуации?

  1. Посмотрите, попадает ли изображение под случаи свободного использования фотографии (см. п. 13).
  2. Определите, какие конкретно авторские права были нарушены при использовании изображения (не указано имя или вовсе написаны чужие данные, не спросили согласия на размещения или же допустили изменения снимка).
  3. Установите, кому следует предъявлять претензию (администратор сайта или группы, редакция СМИ).
  4. Направьте претензию в письменном виде.
  5. Если ваше письмо осталось без ответа или же последовал отказ, обратитесь в суд.

Направление претензии – это не обязательный пункт в указанной выше цепочке действий. Однако в любой ситуации рекомендуется сперва урегулировать спор мирным путем. Вероятно, редакция той самой местной газеты пойдет навстречу и, либо удалит снимок, либо укажет настоящего автора.

11. Есть ли у человека, изображенного на фотографии, авторские права на данный снимок?

Нет, сфотографированный человек является лишь объектом фотографии, но никак не автором снимка. У него есть другое право – право на само изображение. Поэтому при использовании портретной фотографии следует помнить, что нужно получить согласие не только автора снимка, но и человека, изображенного на этой фотографии.

12. Когда можно использовать чужие фотографии без согласия автора?

Несмотря на значительное количество запретов, российским законодательством все же устанавливается перечень ситуаций, когда СМИ или иная организация может использовать чужое произведения без получения согласия собственника. Рассмотрим основные.

  • Допускаются без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения публикация изображений объектов искусства, которые постоянно находятся в месте, открытом для свободного посещения. За исключением случаев, если изображение произведения является основным объектом использования или изображение произведения используется в целях извлечения прибыли. Об этом прямо прописано в ст. 1276 ГК РФ.
  • Допускается цитирование в учебных целях, а также перепечатка статей по текущим экономическим, политическим, социальным или религиозным вопросам без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора. Об этом прямо прописано в ст. 1274 ГК РФ.

Следует отметить, что в 2017 году Суд по интеллектуальным правам постановил, что данное правило касается не только статей, но и распространяется на фотографии:

«Изложенная норма права не ограничивается лишь свободным использованием статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам либо переданных в эфир, но и предусматривает свободное использование доведенных до всеобщего сведения произведений такого же характера. При этом согласно изложенным выше нормам права произведение может относиться к областям науки, литературы и искусства независимо от его достоинства и назначения, а также способа выражения. То есть статья, фотография и так далее, являются способом выражения произведения.

С учетом изложенного фотографические изображения соответствующей тематики (характера) также могут быть свободно использованы по правилам подпункта 3 пункта 1 статьи 1274 ГК РФ. (Постановление СИП от 7 сентября 2016 г. по делу N А60-54898/2015).

Пока юристы отмечают, что судебная практика в сфере цитирования фотографии еще не устоялась, поэтому не рекомендуют ссылаться на данную норму. «Пока российские суды склонны расценивать заимствованные фотографии как иллюстрацию, а не цитату».

Помните, что правомерное использование чужих снимков и произведений намного облегчает дальнейшую работу. Это исключает возникновение споров и судебных прений. А согласование с автором на использование его снимков позволяет настроить хорошую базу контактов 😉

Источник: https://mmdc.ru/consulting/common/chto-nuzhno-znat-ob-avtorskom-prave/

Источник: https://xn--80abemefqdhomdebcc5cs.xn--p1ai/index.php/competences/professional-skills-menu/media-menu/31-avtorskoe-pravo-na-fotografii

Как использовать чужие фотографии, не нарушая авторских прав — опыт BigPicture.ru — Офтоп на vc.ru

Могу ли я использовать фотографии, скачанные из интернета, для получения прибыли?

Фоторедактор ресурса BigPicture.ru Никита Евдокимов написал для ЦП колонку о том, как онлайн-издание может избежать проблем с нарушением авторских прав на фотографии.

Автор рассказал, какие существуют способы законно копировать картинки с других сайтов, и порассуждал о том, почему большинство изданий не задумывается о соблюдении авторских прав.

Мне кажется, мир делает огромные успехи в области борьбы за соблюдение авторских прав. Как только крупные правообладатели сообразили, что цифровое пиратское распространение контента нельзя остановить или обуздать какими бы то ни было способами, и сосредоточились на том, чтобы легальный контент можно было потреблять быстро и легко — мир изменился.

Я не заметил, как изменился сам. Когда стало проще заплатить, а не своровать — я перестал. Я плачу за книги, за музыку, за кино. Цены разумные, мне приятно и легко расставаться с деньгами, я точно знаю, что часть из них дойдет до авторов.

К сожалению, вся эта радостная история совершенно не касается фотографий. Друзья, с воровством фотографий дело полный швах. Оно тотально. Я не знаю почти ни одного популярного ресурса, где бы я за пару минут не нашел изображений, нарушающих авторские права. Отличаются только те редкие ресурсы, где в штате есть профессиональный фоторедактор.

На самом деле, нельзя взять фотографию, поставить ссылку на то место, где ты ее взял, и опубликовать (возмутительное свинство, когда фотографии вообще не подписывают). Почему нельзя? Потому что все изображения защищены законом об охране авторского права. И если вы не согласовываете публикацию с правообладателем изображения — вы нарушаете закон.

Давайте поставим простой эксперимент. Заходим на главную страницу ЦП, берем любую фотографию и проводим обратный поиск в Google (я совершенно честно ткнул в первую попавшуюся картинку). Вот такая выходит драма в трех частях:

И что выясняется? Выясняется, что фотография принадлежит агентству Global Look Press. И да, они могут пойти в суд. И выиграют. И будут правы. Авторские, блин, права. Они возникают в момент создания фотографии или изображения. А исчезают только через 70 лет после смерти автора.

Поэтому автор фотографии справедливо может возмутиться, обнаружив, что его картинку используют без его ведома (и без вознаграждения тоже). Конечно, до суда доходят единицы. Обычно все сводится к требованию удалить фотографию с сайта (или фотографии).

Иногда, если автор настойчиво ведет переговоры, использует правильные формулировки (авторы, запоминайте: «нотариально заверенный скриншот уже сделал», «связался с адвокатом») — дело заканчивается выплатой компенсации.

Размер зависит от наглости или деловитости автора и жадности или сговорчивости сайта.

Можно вспомнить иск блогера Ильи Варламова и остальных к «Аргументам и Фактам» — там все закончилось компенсацией в 20,000₽ в пользу авторов за каждую неправильно использованную фотографию.

И мне кажется, что это происходит не потому, что все такие прямо нехорошие редиски кругом, только и думают, как бы и где чего утянуть. А просто не понимают, что у каждой фотографии есть правообладатель, который распоряжается ее судьбой. И по незнанию можно напороться на действительно озабоченного судьбой своих фотографий автора.

Как быть? Во-первых, принять как данность, что нельзя чем попало иллюстрировать сайт. А во-вторых, я набросал пять главных способов получения легальных изображений. Просто следуйте этой инструкции, и все будет хорошо.

1. Общественное достояние

Как правило, фотографии переходят в общественное достояние через 70 лет после смерти автора. Это общемировая практика, однако иногда возникают нюансы. Например, бывает, что изображение у нас в общественном достоянии, а в США — нет. Если нет уверенности, что изображение в общественном достоянии — нужно дополнительно проверять, чтобы себя обезопасить.

Изображениями в общественном достоянии можно пользоваться как угодно. Рекомендую ознакомиться с соответствующей статьей в «Википедии». Также полезно изучить список ресурсов, на которых можно найти фотографии и изображения, которые находятся в общественном достоянии.

2. Лицензия Creative Commons

Многие, наверное, что-то слышали о Creative Commons. Это такая специальная лицензия (даже не одна, их шесть разных видов), которые по умолчанию всегда разрешают распространять произведение с единственным обязательным условием — указание авторства.

Однако есть нюанс, который называется «коммерческое использование». Некоторые виды лицензий его разрешают, некоторые — запрещают. Является ли, например, публикация в СМИ использованием «целью которого является получение коммерческой выгоды или личного вознаграждения в денежной форме»? Я не знаю, поэтому всегда на всякий случай ищу картинки, которые разрешают коммерческое использование.

Почитать подробнее о видах лицензий Creative Commons можно на официальном сайте. Там же есть поиск. Даже Google умеет узнавать произведения по лицензиям Creative Commons и регулярно улучшает алгоритм (в инструментах поиска по картинкам нужно обратить внимание на пункт «права на использования»). Очень жду, когда «Яндекс» научится искать по легальным изображениям.

3. Использовать эмбеды

Взять картинку из Instagram нельзя — нарушение авторских прав. А заэмбедить — можно. То же самое с , Tumbler, Flickr (не все авторы, правда, включают эмбеды, но все же). И самое главное — Getty Images разрешает эмбеды.

Это же праздник какой-то. И все крупные ресурсы, которые заботятся о своей репутации, — совершенно не стесняются эмбедов. Наши почему-то боятся. TJ, например, берет фотографии из эмбедами, а Instagram всегда пересохраняет к себе.

4. Изображения для прессы

Тут, вроде, всё очевидно. В любой нормальной компании, где работает квалифицированный PR-специалист, всегда есть собственный фотобанк. И они заботятся о том, чтобы там было много легальных и релевантных изображений. Некоторые, спасибо им за это большое, делают онлайн-фотобанк. Например, Airbus.

5. Договориться с автором

Тут тоже всё очевидно. На самом деле, денег за свой труд хотят только профессиональные фотографы — все-таки их хлеб. А все любители всегда с удовольствием разрешают опубликовать их фотографию за так.

Многие профессионалы тоже соглашаются. Легче всего договариваться с иностранцами, — легко можно уболтать на публикацию со ссылкой на сайт. Бывает, и с русскими можно договориться. Мы все люди. Просто разговаривать друг с другом надо.

И уважать чужой труд.

#золотойфонд #авторское_право #право #big_picture #инструкции

Источник: https://vc.ru/flood/7097-copyright

Хочу проиллюстрировать новость на сайте фото из интернета. Это законно? • sdelano.media

Могу ли я использовать фотографии, скачанные из интернета, для получения прибыли?

Хочу проиллюстрировать новость на своем сайте фотографией из интернета. Это законно?

Вы написали замечательную новостную заметку для сайта. Фотографию для нее нашли в&;интернете. И сомневаетесь, можно ли ею проиллюстрирnbspовать новость? Вдруг нарушите чьи-то авторские права?

Внимательно смотрим, есть ли на фотографии или под ней подпись с указанием имени автора, года первого опубликования, источника заимствования и т. д. Если что-то есть — уже легче. Пробиваем имеющиеся данные в поисковых системах. Иногда это помогает найти настоящего автора/правообладателя на фотографию.

Наш совет — не стоит. Вы честно попытались найти автора, но все Ваши поиски не увенчались успехом? Автор может потом объявиться и подать на вас в суд за нарушение авторских прав.

В суде Вы должны доказать согласие автора на публикацию его фото на Вашем сайте. То, что Вы его искали, но не нашли — не аргумент, но Вы хотя бы показываете суду свою лояльность. Для некоторых судей это может служить доказательством Вашей добросовестности.

Может случиться так, что Вы думали, что нашли автора, но это оказалось не так. Кто-то уже присвоил себе авторство данной фотографии. В такой ситуации ответчиками будете и Вы, и мнимый автор.

Необходимо обязательно указать имя автора и источник заимствования. Об этом нам прямо говорит пункт 1 статьи 1274 ГК РФ «Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях».

Обратите внимание, что на многих сайтах сейчас есть условия использования материалов, в которых четко определяется, в каком виде можно перепечатывать материалы, какие гиперссылки в какой именно части вашего сайта должны иметь место. Так что внимательно читайте условия использования и следуйте им.

Правообладатель может прислать Вам претензию с предложением заключить лицензионный договор на использование его произведений или сразу подать на Вас в суд.

За каждое опубликованное без его согласия фото российским законодательством предусмотрен штраф — от 10 тысяч до 5 млн. рублей. На сегодняшний день средняя сумма по каждому факту нарушения авторских прав (не указано имя автора, фотография без спросу переработана и т. д.) колеблется от 10 до 15 тысяч рублей.

Например, вы опубликовали 5 фотографий — за каждую заплатите по 10 тысяч рублей. Еще автор фото может потребовать возместить ему моральный вред. Так что лучше соглашайтесь на досудебное урегулирование — лицензионный договор с указанной правообладателем в нем стоимостью использования его фотографий.

Мы бы не рекомендовали. Могут быть нюансы.

Если есть прямой запрет, то публиковать нельзя. Если есть прямое разрешение — то можно.

Разрешение на использование фотографии можно получить в устной или письменной форме. Лучше иметь письменное разрешение — оно может стать доказательством в суде.

Суд всегда уверен, что СМИ — это коммерческая организация, конечной целью которой является получение прибыли. СМИ получают деньги от рекламы на своем сайте, от траффика, от размещения партнерских материалов и т. д.

Разница в коммерческом использовании фотографии для СМИ и в личных некоммерческих целях есть, и она может учитываться судом.

Статья 1274 ГК РФ, которую мы уже затрагивали выше, допускает: «цитирование в оригинале и в переводе в научных, полемических, критических, информационных, учебных целях, в целях раскрытия творческого замысла автора правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати».

Правда, до сих пор суды различных инстанций расходятся во мнении, является ли публикация фотографий «цитированием» или нет.

Это значит, что целью вашей публикации было именно информирование ваших читателей, а не что-либо другое (заработать, увеличить число подписчиков и т. д.)

Здесь можно вспомнить недавнюю победу портала 66.ру над блогером Ильей Варламовым, которая создала прецедент для использования фотографий в онлайн-СМИ.

Суд по интеллектуальным правам решил, что суды нижестоящих инстанций неправильно толковали подпункт 3 пункта 1 статьи 1274 ГК РФ («Свободное использование произведения»), и что «Информационные» (освещающие текущие экономические, политические, социальные и религиозные вопросы) фотографии можно использовать без согласия правообладателя и без выплаты вознаграждения при указании имени автора, источника заимствования, правомерности первичной публикации и отсутствия запрета автора».

Но это не значит, что теперь суд всегда будет вставать на сторону заимствующих чужие фотографии ответчиков.

Нет. Любые изменения проводятся только с согласия автора снимка. Любая часть оригинальной фотографии охраняется авторским правом. Фотографию нельзя изменять без согласия: изменять цветовое решение, кадрировать, добавлять или вырезать отдельные части и т. д. Если Вы делаете фотоколлаж из разных фотографий, Вы должны заключить договор с каждым автором.

Закон признает автором фотографии лицо, указанное на экземпляре произведения обычным образом, пока не доказано иное. Можно использовать так называемые «водяные знаки», содержащие сведения об авторе фотографии, дате создания, первом источнике публикации и т. д., но все это весьма легко подделать.

Опытный фотограф пользуется опцией автоматической записи своего имени в EXIF, сохраняя RAW-негативы в архиве фотоаппарата. В суде такой фотограф предъявляет в качестве доказательства свой фотоаппарат, иногда фотографии из той же фотосессии, которые он не выкладывал в интернет.

Есть простой «дедовский» способ — автор фотографии распечатывает ее, и присылает сам себе по почте в конверте. Конверт вскрывается в суде.

Их несколько, обязательно ознакомьтесь, как минимум, со статьями Гражданского кодекса на этот счет и со статьями Уголовного кодекса:

Есть еще и документы международного права, например, Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений, к коим относятся и фотографии, Всемирная конвенция об авторском праве и т.д. Но о них в следующий раз.

В платных и бесплатных фотостоках. Или фотографировать самому. В фотостоках все условия публикаций фотографий обозначены в лицензионном соглашении – где и в каком объеме вы можете выложить купленное или бесплатно скачанное фото.

Над материалом работалиНаталья Якимовская

Наталья Гарина

Источник: https://sdelano.media/internetphoto/

Адвокат-online
Добавить комментарий