Обязательно ли посещать уроки православия в школе?

Православие довело до суда

Обязательно ли посещать уроки православия в школе?

В Миасский городской суд 11 марта поступил иск местных жителей, требующих от директора школы №15 прекратить принуждать их детей к посещению факультатива «Основы православной культуры».

Родители считают, что руководитель учебного заведения своими действиями нарушает статью конституции «О свободе совести и религиозных убеждениях», сообщила консультант суда Светлана Кулькова.

Между тем руководитель школы Елена Чешуина уверяет, что посещение допурока абсолютно добровольное, а за его введение выступили 86,6% учащихся и их родителей.

Православие как догма?

Школа на горе – так называют МКОУ СОШ №15 жители миасского поселка Мелентьевка. Здесь и учатся все 150 поселковых детей. Руководит учреждением уже более десяти лет Елена Чешуина.

Как говорят местные жители, именно она спасла школу от закрытия и сделала из нее настоящий второй дом для их детей. Действительно, в небольшом здании уютно – в коридорах и классах цветы, вставлены евроокна, прикрытые светлыми шторами, улыбчивые и доброжелательные учителя.

По данным местного отдела образования, за последние годы из учебного заведения не уволился ни один педагог.

Политика директора, направленная не только на физическое, но и на нравственное развитие учащихся, пришлась по душе не всем родителям. В частности, отдельным миасцам не понравился введенный несколько лет назад факультатив для вторых-восьмых классов «Основы православной культуры».

Сейчас он ведется в рамках новых государственных образовательных стандартов, в которых предусмотрены дисциплины по этике и религии. Инициативная группа уверена, что религии в школе слишком много, причем изучать и христиан, и мусульман принуждают православие. Сначала недовольные родительницы написали на директора заявление в прокуратуру.

Однако тщательная проверка, прошедшая в октябре 2012 года, показала, что никаких «религиозных» перегибов в светском учреждении нет.

На этом две мамочки не успокоились и отправились прямиком в суд. Заявительницы уверены, что в школе ведется именно пропаганда религии – детей поголовно заставляют приобщаться к православной вере.

«Истицы указали, что не согласны с введением в программу обучения вторых-третьих классов факультатива «Основы православной культуры», – рассказала Светлана Кулькова. – Обосновали иск тем, что у учеников и их родителей отсутствует свобода выбора одного из шести модулей курса «Основы религиозных культур и светской этики».

Родители просят внести изменения в учебный план на 2013 год и изменить принудительно введенный предмет на модуль «Основы светской этики» или «Основы мировых религиозных культур».

Директор школы Елена Чешуина отметила, что факультатив введен в план для учеников вторых-восьмых классов по согласию 86,6% учащихся и их родителей. Посещение его исключительно добровольное. Для отказа нужно всего лишь предупредить директора. В учреждении ранее велся и факультатив для детей мусульман.

Желающих посещать его сейчас нет, потому он закрылся за ненадобностью. Как только будут посетители, дополнительный урок возобновят. «Трое родителей выступают против желания остальных взрослых, – отметила Елена Чешуина.

– У меня есть подписи всех, кто выступал за введение именно этого факультатива в рамках новых образовательных стандартов. И это вся школа».

Нерелигиозные разборки

Начальник управления образования Миасса Ирина Невраева уверена, что дело вовсе не в религии, а в конфликте между заявительницами и директором. «Говорить, о том, что конфликт на религиозной почве, нельзя. Факультатив изначально был просто поводом.

В школе прошли всяческие проверки – никаких перегибов в сторону религии не установлено. Да висели две иконы в учреждении, но сейчас их сняли, – рассказала Ирина Невраева. – Сами возмущающиеся родительницы к факультативу не имеют никакого отношения: их дети его не посещают.

Я не знаю, что нужно этим женщинам. Мы снова на прошлой неделе провели анкетирование в школе по вопросу нужности такого факультатива. Опрос показал, что 102 человека из 148 не возражают. Сейчас директора достали, вот она и встала в позу. Где-то перегибает, просто из вредности.

Женщины просто по-бабьи ругаются».

Елена Чешуина получит от управления образования выговор, но за перегиб в общении с родительницами, а не за православный факультатив.

В управлении образования считают, что это дело доброе, и вреда уж точно никому не приносит. «Нельзя же сейчас начинать ругать президента, что он на ночные литургии ходит, – заявила Ирина Невраева.

– Сейчас все новые образовательные стандарты (ФГОС) пронизаны духовностью».

Член родительского комитета Ирина Тихонова полностью поддерживает начинания директора, но и она признает, что в религия в конфликте – не главное.

«Они просто хотят снять директора за то, что она не дала в школе место для общения с избирателями местному депутату Геннадию Брехову. – Они все делают, чтобы угодить ему. Может он им деньги платит. А факультатив – вещь нужная, весь поселок доволен, дети довольны».

Епархия возмущена

Представители духовенства крайне отрицательно относятся к событиям в миасской школе.

«Я лично был в школе №15 Миасса, где встречался с руководителем городского управления образования Ириной Невраевой, с директором учреждения Еленой Чешуиной, с родителями, выступающими против факультатива по ОПК, – рассказал секретарь Челябинской и Златоустовской Епархии отец Игорь (Шестаков).

– Что удалось увидеть: во-первых, все факты, которые инкриминируют директору школы трое недовольных родителей, не имеют под собой никакого основания. Все преподавание в школе ведется в рамках учебного курса, утвержденного Минобром.

Факультативные занятия даются в добровольном порядке, о чем свидетельствует акт проверки, инициированной региональным Министерством образования. Второй аспект – недовольные родители не имеют никакого отношения к данному факультативу, поскольку воспитывают первоклассников, которые в силу возраста не посещают курс».

Отец Игорь также отметил, что недовольным мамочкам терпеливо объяснили, что факультатив по ОПК это лишь часть обязательного модульного курса по «Основам религиозных культур и светской этике» и при желании они могут попросить открыть в школе еще один из шести модулей. Большинство родителей не возражает против факультатива по православной культуре. Причем это добровольный выбор учеников.

«Кроме того, я добавлю, что если директор является верующим человеком – это ее гражданское право. Ничего постыдного нет в том, что женщина могла в присутствии свидетелей попросить благословение у священнослужителя. Сами представители церкви в учебный процесс и школьную жизнь не вмешиваются», – заключил секретарь епархии.

Источник: https://74.ru/text/education/59306901/

Ректор Московского педагогического государственного университета Алексей Лубков в интервью РИА Новости рассказал о перспективах введения в основной школе учебных курсов, связанных с религиозной культурой.

‒ Алексей Владимирович, как сейчас в российских школах преподают основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ)? Это обязательный предмет?

‒ Комплексный курс ОРКСЭ официально введен в школьную программу в 2012 году. Сегодня курс преподается в 4-х классах во всех российских школах. Он предусматривает изучение на выбор основ православной, исламской, буддистской или иудейской культур. По выбору родителей преподаются основы мировых религиозных культур или основы светской этики. Длительность курса ‒ 34 часа.

Прошло 6 лет, и мы уже можем делать некоторые выводы. Мы считаем, что опыт преподавания духовно-нравственной культуры народов России необходимо совершенствовать. Более того, его надо транслировать на основную школу – продолжать преподавание с 5 по 9 классы.

В этом случае, конечно, должно уточняться и расширяться содержание образования. Должна быть принципиально усовершенствована и система подготовки преподавательских кадров. Сейчас преподают, в основном, учителя начальной школы. Очевидно, что они не всегда к этому готовы.

Вместе с тем, мы видим и положительные изменения в подготовке кадров. Расширяется профильная подготовка учителей к преподаванию конкретной религиозной культуры, педагоги “профилизируются”.

Из педагогических вузов выходят учителя русского языка, литературы, истории и обществознания, которым в полном объеме дана подготовка по ОРКСЭ.

Мы также даем возможность на основе уже имеющейся первоначальной подготовки повысить свою квалификацию.

Кроме того, последнее время во многих педагогических университетах открываются кафедры теологии, которые адресно готовят специалистов, способных к ведению уроков по ОРКСЭ не только в 4-х классах, а в дальнейшем в основной школе.

‒ Некоторые учителя жалуются, что выделенные на курс часы отрывают детей от занятий русским языком, литературой и другими важными предметами.

‒ Любой предметник вам скажет, что его предмет самый главный, а остальные второстепенны. В этом смысле изучение любого предмета в школе “отрывает” учебные часы от других предметов. Вообще построение учебного плана – это всегда очень большая научная, педагогическая и дидактическая проблема.

Очевидно, есть вызовы и потребности общества, на которые школа должна отвечать здесь и сейчас. Появляются новые предметы, возникает острая проблема обновления содержания.

Эту проблему перед нашим профессиональным сообществом поставил президент страны. Мы должны обновлять учебники, корректировать систему подготовки кадров.

Школа – открытая система, которая реагирует на изменения, происходящие в нашем обществе и мире в целом.

‒ Многие родители восприняли внедрение этого курса как приобщение детей к религиозной практике, изучение ритуалов какой-либо религиозной конфессии. Что вы можете им возразить?

‒ Это было давно, сейчас такие вопросы от родителей можно услышать редко, если только они совсем не интересуются школой. Психологически же это было понятно. Родители этих детей были воспитаны в советской атеистической школе. Религиозную тематику старались избегать даже при изучении произведений классической русской литературы, которая так или иначе связана с христианскими ценностями.

Вместе с тем, совершенно очевидно, что общество меняется, возрастает роль традиционных духовных ценностей, российских религиозных организаций в обществе. Сейчас уже большинство согласно с тем, что в школе очень важно говорить о духовной составляющей жизни человека, семьи, народа, а не только о том, что нам несет общество потребления.

Задача школы, профессионального сообщества и государства состоит в том, чтобы родители получили всю необходимую информацию, в том числе, что изучение основ религиозной культуры ‒ это не воцерковление молодого поколения в светском образовательном учреждении, а возможность узнать и приобщиться к традиционной духовно-нравственной культуре своей семьи, своего народа.

‒ Вы уже примерно понимаете, сколько потребуется подготовленных педагогов для введения курса в основной школе?

‒ В этом нет неразрешимой задачи. Введение любого предмета в школе требует определенных затрат времени и ресурсов на подготовку учебно-методического обеспечения, учителей. Здесь для этого потребуется примерно 2-3 года, чтобы начать преподавание с 5 классов. Для учителей по религиозным культурам в основной школе, конечно, потребуется более серьезная подготовка.

Если мы что-то не начнем предпринимать, дефицит учительских кадров будет возрастать с каждым годом. Необходимо увеличивать контрольные цифры приема (КЦП) в педагогических вузах. У меня и у моих коллег есть опасение, что мы можем оказаться в ситуации, когда дефицит кадров будет возрастать, а подготовка по программам педагогического образования будет сокращаться. Этого нельзя допустить.

Есть и другая сторона медали: мы готовим учителей, а они не доходят до школы, или работают пару лет и уходят. Это проблема общесистемная, она требует определенных мер по закреплению молодых педагогов в школах.

У нас в университете учится девочка, которая в прошлом году стала победительницей Олимпиады по ОРКСЭ. Сама она из глубинки, ее родители ‒ учителя. Девочка нашла себя в педагогике, она великолепно учится и, я уверен, станет замечательным педагогом. Возможно, она будет преподавать Основы православной культуры. Но согласитесь, для этого таким педагогам нужно создавать благоприятные условия.

‒ Как вы лично оцениваете этот курс? Он больше про религию, про историю, про культуру или про то, “что такое хорошо и что такое плохо”?

‒ Про все. Это очень хороший пример междисциплинарного подхода, который мы должны поддерживать в современной школе. Курс можно назвать и историко-культурным, и культурологическим, и антропологическим… Он заставляет четвероклассника задуматься о смысле жизни, о том, “что есть человек” и “зачем он приходит”.

Я сам хорошо помню, как пережил внутренний катарсис, когда в 9 лет понял, что я когда-нибудь умру. Для меня это было потрясение. На подобные детские вопросы нужны ответы. И хорошо, если эти ответы будет давать не интернет.

‒ Я даже боюсь себе представить, как некоторые учителя начальных классов могут ответить ребенку на вопрос о смысле жизни.

‒ Вот мы их этому и учим. Это не просто педагог, а сопереживающая личность, которой созвучны возникающие у детей вопросы. Истину нельзя преподать, ее надо пережить. Если наши уроки нравственности будут именно такими “моментами истины”, я уверен, мы избежим многих рисков.

Надо иметь в виду, что при изучении конкретной религиозной культуры педагог не придумывает от себя произвольно ответы на такие вопросы. Он передает детям ответы, которые есть в данной традиции. А вот как он сумеет их донести до детей – это вопрос его педагогического мастерства.

‒ Основные учебные модули ОРКСЭ ориентированы, прежде всего, на воспитание и духовное развитие. Родители детей не возражают против того, чтобы школа активно вмешивалась в подобные вопросы?

‒ Школа не вмешивается, а выполняет заказ семьи, родителей, которые выбором модуля ОРКСЭ обозначают свой выбор направления духовно-нравственного развития, воспитания, в котором заинтересована семья. Здесь всегда важен диалог “родители-школа “. Все должно быть открыто и прозрачно. Здесь неуместны противопоставления, должна быть разумная гармония, я бы даже сказал, симфония.

В нашем университете мы многое делаем для того, чтобы современные молодые родители становились “немного педагогами”. У нас есть проект “родительского университета”. При подготовке современного педагога мы обращаем внимание не только на технологическую и компетентностную сторону, но и учим его работе с семьей.

‒ Очевидно, что эти предметы сложные как с точки зрения содержания, так и с точки зрения методики. На ваш взгляд, комплексный курс достаточно детализирован?

‒ Методика – это всегда опыт. К нему нужно очень внимательно относиться, анализировать лучшие практики.

Огромный опыт накоплен в регионах, но важно, чтобы мы не растащили этот опыт “по региональным квартирам”, а сформировали единое общеобразовательное пространство.

Прошедшие годы в целом подтверждают правильность принятого при введении ОРКСЭ подхода, основных методических установок, а необходимые коррективы могут и будут вноситься.

‒ Как сами школьники воспринимают этот курс?

‒ Они довольны. Оценки ведь не ставят. А если серьезно, то уже в 2010 году, после первого года преподавания ОРКСЭ в группе регионов, больше 80% опрошенных школьников выразили желание продолжать изучение.

Думаю, и сейчас отношение детей особенно не изменилось. Это же все-таки еще дети, а контакт ребенка с учителем в начальной школе особенно близкий. ОРКСЭ дает возможность наполнить его духовным содержанием.

Источник: https://sn.ria.ru/20190327/1552116980.html

Об изучении Основ Православной Культуры в школе

Обязательно ли посещать уроки православия в школе?

Священники Братской епархии по приглашению преподавателей Основ Православной Культуры начали посещать родительские собрания в общеобразовательных школах.

В первой половине марта 2017 года иерей Димитрий Ратушнюк провел несколько встреч в школах поселка Падун Братского района,  иерей Олег Ресенко, настоятель храма Рождества Христова города Бодайбо 22 марта  встретился с папами и мамами учеников третьих классов бодайбинской общеобразовательной школы №1.

Согласно государственной образовательной программы, в 4-ом классе начальной школы вводится новый предмет – Основы Религиозных Культур и Светской Этики, который состоит из шести модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур и основы светской этики.

Цель у всех модулей одна: мотивация к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к осознанному диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Этот курс не предусматривает обучению религии – обучению молитве.

иерей Димитрий Ратушнюк.

Ученик может в течение года обучаться только по  одному из предложенных модулей. Какой из этих модулей он будет изучать, выбирает его родитель.

Для этого и проводятся родительские собрания, на которых взрослые знакомятся с содержанием каждого модуля, задают вопросы, как педагогам, так и приглашенным представителям разных религий, заполняют анкету и заявление, в котором и указывают свой выбор.

«Почему данный предмет предложен к изучению в школах с 4-го класса и поддержан на уровне правительства России? В нашей стране остро стоят нерешенные проблемы алкоголизма и наркомании (особенно среди подростков), детской беспризорности, проституции.

В России наблюдается низкий уровень общественной морали, утрата традиционный семейных ценностей, упадок патриотического воспитания» – отметила Юлия Юрьевна Лискина, заместитель директора по учебно–воспитательной работе первой школы г. Бодайбо.

И продолжила: « Среди подростков было проведено анкетирование – им был задан один вопрос: что для вас самое главное в жизни? 58% детей ответили – любовь, 49% – деньги, 46% – удовольствие, 36% – справедливость, 27%  – карьера.

И никто из опрошенных детей не назвал семью – как главную ценность своей жизни».

Юлия Юрьевна Лискина.

В средней образовательной школе №1 города Бодайбо преподается два модуля: ОПК (Основы Православной Культуры) и ОСЭ (Основы Светской Этики)  с 2013 года. Так как в школе учится много приезжих детей разных религиозных культур, они выбирают светскую этику, местные дети, в основном, изучают ОПК.

При отказе родителей от преподавания данных модулей, им предлагается для самостоятельного изучения тот модуль, который им ближе. Отказаться от изучения данного предмета родители не могут, так как он включен в образовательную программу школы, т.е.

ребенок должен быть  обязательно аттестован по данному предмету.

Как отметила Ирина Александровна Каблукова, преподаватель ОПК первой школы г. Бодайбо: «Каждый год количество детей, которые выбирают ОПК разный  и напрямую зависит от семьи – ее мировоззрения, жизненных ценностей, воцерковления. В прошлом году в четырех четвертых классах обучалось 100 учеников, половина из которых изучала ОПК.

В этом году желающих будет значительно меньше, так как многие родители рассматривают данный предмет, как помощника в исправлении поведения детей и формирования его незрелой души и только. Сами родители перед такими задачами чувствуют себя уже бессильными. Поэтому в этом году предварительно ожидается, что наберется только одна группа».

Ирина Александровна Каблукова.

На вопрос – зачем детям нужны Основы Православной Культуры, Ирина Александровна ответила так:

«В России основной, культурообразующей религией исторически является Православие. Поэтому модуль ОПК имеет ценность не только для тех, кто исповедует Православие. Если человек искренне стремится к тому, чтобы знать и глубже понимать отечественную историю, литературу, искусство, все то, чем жили наши предки, то он должен иметь представление о Православии.

На  уроках ОПК мы с детьми рассуждаем на следующие темы: наша Родина, культура и религия, человек и Бог в православии, главный праздник Пасха, православное учение о человеке, совесть и раскаяние, Божии заповеди, без которых невозможна жизнь человека, милосердие и сострадание, так необходимые в наше время потребления. Также, знакомимся с золотым правилом этики: « …итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними», согласно которому выстраиваются все отношения в нашей жизни. Пытаемся понять, что такое подвиг и почему люди его до сих пор совершают, заповеди Блаженства и к чему они ведут человека, зачем в нашем мире творить добро, что является чудом в жизни христианина, Божий суд – есть он или нет? Изучаем Таинства Православной Церкви, основы христианской семьи, которая является залогом всей жизни ребенка. Эти темы перекликаются и проходят красной нитью через все шесть модулей ОРКСЭ. В процессе обучения мы пытаемся формировать в наших детях нравственные ценности: любовь, свободу, доброту о которых они, конечно, слышат, но, вряд ли размышляют. Мы стараемся, чтобы ребята поняли: им дана свобода не просто ради делания того, что хочу, им дана свобода Богом, и она предполагает ответственность за свои поступки.

В конце учебного года проводится общая конференция для детей двух модулей, на которой воспитанники рассказывают друг другу о том, что они изучали в течение года на своих модулях – дети делают доклады, презентации, проекты,  пишут исследовательские работы. Такие встречи проходят очень интересно, эмоционально, дети с радостью делятся полученными знаниями».

иерей Олег Ресенко.

О важности изучения ОПК в школе иерей Олег Ресенко добавил:

«Сказать могу одно, что воцерковленный ребенок, в котором с детства заложены основы веры достойно проживет свою жизнь в любые времена, какими бы тяжелыми они не были. Воцерковленный ребенок в сложный период своей жизни, скорби, казалось бы, безвыходной ситуации автоматически идет в храм, потому что в него это заложено с детства.

Потому что он знает, самый тяжелый грех, который может совершить человек – это самовольное лишение себя жизни.  Перед нашей встречей я посмотрел телевизионную программу, в которой рассказывали об игре «Синий кит», очень популярной в настоящее время среди молодежи.

В программе привели статистику, согласно которой в 2015 году 460 подростков, играющих в эту игру, покончили жизнь самоубийством, в 2016 году – уже 720.

 Держитесь за веру, как говорили раньше: «не может человек без веры жить». Кто из вас крещен, кто является крестным родителем, запомните, ваша задача воспитать ребенка в вере и благочестии.

Закладывая духовно – нравственные основы жизни вы даете ребенку основу, Божественный шанс достойно прожить свою жизнь, какой бы трудной она не была. Так должны поступать и мусульмане, не только православные.

Смотришь на молодых мусульман в нашем городе, и за них тоже становится стыдно – идут по улице узбеки с сигаретой, а несколько лет назад такого еще не было. Не думаю, что они могут себе такое позволить у себя на родине.

Воспитывайте своих детей так, чтобы выходя из школы, они были целостными людьми и уверенными, а также, чтобы и вы, родители, были уверены, что в новой самостоятельной жизни ничто и никто ваших детей не собьет с верного пути. Такой стержень закладывается с верой, со знанием своей религии, культуры, истории. Без веры  человек становится невеждой. Зачем тогда вы принимали крещение и крестили своих детей?

Помоги вам всем Господь! Доброго вам здравия и Ангела хранителя!»

Как отметил президент России Владимир Путин о выборе изучения ОРКСЭ:

«Ученики и их родители должны самостоятельно выбрать модуль изучения ОРКСЭ. Выбор учеников и  их родителей должен быть только добровольным. Это важнейшее дело. Любое принуждение по этому вопросу носит незаконный характер, является абсолютно контрпродуктивным».

Выбор за вами,  уважаемые родители! 

Источник: https://bratsk-pravoslavny.ru/news/17/03/ob-izuchenii-osnov-pravoslavnoi-kultury-v-shkole

Бога не выбирают

Обязательно ли посещать уроки православия в школе?
В рамках курса «Основы религиозной культуры и светской этики» учащимся, оказавшимся в меньшинстве, приходится изучать не свою религию

С 1 сентября 2012 года курс «Основы религиозной культуры и светской этики» (ОРКСЭ) станет обязательным во всех российских школах.

Предусматривается, что родители в рамках этой дисциплины смогут выбрать один из шести модулей: «основы православной культуры» (ОПК), «основы исламской культуры», «основы буддийской культуры», «основы иудейской культуры», «основы мировых религиозных культур», «основы светской этики».

«МН» поговорили с родителями, учителями, религиозными деятелями различных вероисповеданий, проживающих в регионах, где эксперимент по введению ОРКСЭ стартовал в 2010 году.

Баптист Сергей Степанов из Тамбовской области возмущён насаждением православия: ему намекнули, что отказ от изучения его дочерями «религии большинства» может обернуться денежными тратами, ведь надо будет дополнительно закупать учебники по другому курсу.

В Калмыкии, напротив, священник безуспешно борется за введение курса ОПК для православных детей, которые здесь в меньшинстве. В Чечне русские дети изучают основы ислама, а православную учительницу отстранили от преподавания этого курса.

Свой среди чужих, чужой среди своих

Ученики, оказавшиеся по своим религиозным убеждениям в меньшинстве, посещают уроки чужой для них веры. Иногда родители сами идут на это и выбирают тот модуль ОРКСЭ, который выбрало большинство. Старшая дочь баптиста Сергея Степанова посещает уроки православия в Цнинской школе №2 Тамбовской области второй год.

Когда в 2010 году на родительском собрании классный руководитель раздала анкеты ОРКСЭ, Степанов выбрал «светскую этику», но его мнение ни на что не повлияло. «На уроках православной культуры дети читают молитвы и крестятся. Но у баптистов так не принято. Дочка не крестится после молитвы и чувствует себя чужой, не такой, как все», — рассказывает Степанов.

Отец Амвросий, настоятель храма «Всех скорбящих радость» в Наурском районе Чечни, рассказал, что в общеобразовательных школах большинство учеников — чеченцы, русских детей по 5-6 человек.

«Есть случаи, когда православные родители идут по пути наименьшего сопротивления и отдают ребенка на уроки ислама, чтобы он не чувствовал себя “белой вороной”», — говорит отец Амвросий. 

Многовато православия…

Сергей Степанов рассказал, что на днях его младшая дочь-третьеклассница принесла из школы анкету, в которой нужно было отметить один из модулей курса «Основы религиозной культуры и светской этики» и рассказала,  что учительница просила передать, что выбрать надо православие, потому что все в классе православные.

В противном случае за учебники придется доплачивать 1,5 тыс. рублей. «У нас верующая семья, но мы ходим в баптистскую церковь. Я не имею ничего против православия, но к чему эта видимость выбора и навязывание какой-то конкретной религии», — возмущается Степанов.

По словам же Евгении Князевой, преподавателя ОРКСЭ этой школы, все учебники детям выдаются бесплатно, курс ОПК детям не навязывается, а в 2010 году был класс, изучавший «светскую этику». Князева является не только учителем, но и главой православного центра «Свет души», который работает при школе второй год.

«Мы сотрудничаем с приходом, ездим на экскурсии, батюшка в школу приходит», — рассказала она.

…или мало?

В некоторых регионах России русские дети практически лишены возможности изучать православие.Сергий Крюков, православный священник из калмыцкого города Лагань, второй год пытается добиться, чтобы в школах ввели уроки «основ православной культуры». Во всем городе есть лишь один класс, где преподается эта дисциплина.

В большинстве учебных заведений дети изучают основы буддизма и основы мировых религиозных культур. Крюков ходит по школам, общается с директорами и учителями ОРКСЭ, но так до сих пор и не нашел поддержки.

«Когда в 2010 году говорили о введении в нашей республике ОРКСЭ, обещали, что даже для одного-двух православных детей будут организоваться уроки ОПК, но этого нет», — сетует отец Сергий.

Аналогичная ситуация сложилась в Чечне «В школах мало детей русских, и они ходят на уроки ислама, а куда им, бедным, деваться?», — говорит Наталья Зеленская, преподаватель православной воскресной школы в Наурской станице. По выходным эту школу посещают около 15 детей.

Опасный компромисс

Администрации школ утверждают, что не имеют возможности организовать специальные уроки для религиозного меньшинства.

Нина Тарасова, преподаватель средней школе №4 города Лагань республики Калмыкия полагает, что в этой ситуации хорошим компромиссом является модуль «основы мировых религиозных культур»: дети узнают понемногу о разных религиях, и им ничего не навязывается.

«В нашей школе 80% учеников — калмыки, они ходят на основы буддизма, а православные и мусульмане – на основы мировых религиозных культур», — рассказала Тарасова.

А вот отношение к этому курсу сотрудников Цнинской школы №2 в Тамбовской области совсем иное: «Разобраться во всех религиях преподавателю тяжело, да и вообще, мы боимся проникновения в школу различной ереси, сект. У нас этого модуля никогда не было», — говорит учитель Евгения Князева.

Неправильные учителя

ОРКСЭ преподается детям во втором полугодии четвертого класса и в первом полугодии пятого. В основном его ведут учителя начальной школы, прошедшие специальную подготовку. При этом вероисповедание педагога имеет значение.

В наурской школе №2 (Чечня) предмет «основы исламской культуры» с 2010 года вела православная Светлана Часовских, учительница начальных классов. «Это мой любимый предмет. Я хоть и русская, но живу среди мусульман, мне самой было интересно узнать об этой религии побольше», — говорит она.

Однако «наверху» посчитали, что православный человек не может преподавать ислам, и с 1 сентября 2012 года этот предмет будет вести учитель чеченского языка.

Изучать нельзя отказаться

Отношение экспертов к изучению детьми культуры чужой религии неоднозначно. Православный священник Амвросий, служащий в чеченской церкви, полагает, что если русский ребенок изучает культуру ислама, это еще не значит, что он станет мусульманином. «Сегодня в республике происходит обмен между культурами, мы отошли от конфликтов и распрей всяческих.

Православные дети ходят на уроки ислама, и их никто не выгоняет из класса», — сказал отец Амвросий. Но, по мнению исламоведа Гасыма Керимова, каждый ребенок должен иметь возможность посещать именно тот курс, который соответствует его вере, в противном случае религия может вообще вызвать отторжение.

«Зачем русскому человеку изучать ислам или буддизм? Разговоры о том, что изучение различных религий расширяет кругозор — это ерунда, сейчас дети даже о своей культуре ничего не знают», — полагает Керимов.

Он отметил, что предмет «Основы религиозной культуры и светской этики» в том виде, в котором он существует сейчас, напоминает ему советские лекции по атеизму, на которые заставляли ходить верующих.

Нет проблем?

Владимир Прибыловский, президент информационно-исследовательского центра «Панорама», рассказал, что ситуация, когда школьники посещают уроки религиозной культуры независимо от того в какого Бога верят, складывается потому, что в большинстве случаев учитывается не мнение родителей, а пожелания чиновников, на которых оказывает влияние духовенство. «Например, в центральных регионах России, в Тамбовской области на чиновников влияет РПЦ. В регионах этнического ислама и буддизма — мусульманское и буддистское духовенство соответственно, — говорит Прибыловский. И добавляет: «Будь моя воля, я бы эти религиозные уроки вообще бы отменил».  Но в министерстве образования РФ никаких проблем во введении в школы «Основ религиозной культуры и светской этики» не видят. «Такого не бывает чтобы, например, ребенок из православной семьи изучал буддизм или ислам. По всем документам этого быть не может», — заявил «МН» официальный представитель ведомства.

http://www.mn.ru/society_faith/20120416/315625449.html

SocButtons v1.5

Источник: http://simvol-veri.ru/xp/boga-ne-vibirayut.html

Адвокат-online
Добавить комментарий